Рецензия на фильм «ТИХОЕ МЕСТО: АЗРАЭЛЬ»

В прокате стартовал экшен-хоррор, где героиня Самары Уивинг сражается против сектантов. Дмитрий Соколов рассказывает о новом фильме авторов «Гостя» и сиквела «Азбуки смерти».

Немая девушка Азраэль (Самара Уивинг) вместе с бойфрендом Кенаном (Нэйтан Стюарт-Джарет) живет в лесу. Безмятежное уединение пары нарушает группа сектантов, практикующая человеческие жертвоприношения. Фанатикам удается захватить Кенана, а раненая Азраэль ускользает от преследователей, едва успев скрыться в чаще. Восстановив силы, девушка решает освободить возлюбленного и отправляется прямиком в лагерь зловещей секты, безжалостно убивая всех на своем пути.

Для начала стоит сказать, что «Азраэль» никак не связан с франшизой «Тихое место», однако русскоязычное название фильма удачно отсылает к центральной теме сюжета. Как и в сай-фай-хорроре Джона Красински, в фильме И. Л. Каца крайне важна тишина. Персонажи фильма (за редчайшим исключением) не произносят в кадре ни слова, а объяснение всеобщей немоты органично вплетено в историю, насыщенную религиозными аллюзиями. Такой прием дает возможность целиком сосредоточиться на действии, и Кац умело использует заложенный в концепте потенциал. «Азраэль» — динамичный и стильный экшен-хоррор с обилием саспенса, напряженными схватками и любопытным сеттингом.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Начнем с последнего пункта. Лес, в котором происходят события, представляет собой лабиринт зарослей, древних развалин и полян, где опасность подстерегает Азраэль на каждом шагу. Причем угроза исходит не только от безумных сектантов: время от времени выходят на охоту каннибалы, с которыми девушке тоже придется сражаться. Сценарист Саймон Баррет (он написал семейный триллер «Гость», слэшер «Тебе конец!» и еще несколько фильмов Адама Вингарда) подкидывает героине один вызов за другим, вынуждая ее действовать скрытно и в то же время безошибочно. Азраэль придется незаметно проникать в лагерь секты, прятаться от людоедов, придумать, как спасти бойфренда, много драться и стрелять, а под конец даже выбираться из могилы, рискуя быть похороненной заживо.

Экшен здесь на удивление разнообразный, хотя и без головокружительных трюков в стиле «Джона Уика» или «Взрывной блондинки». Драки, напротив, подчеркнуто реалистичны и больше напоминают старую классику вроде «Первой крови» или «Избавления». Азраэль редко сражается один на один (врагов много и они лучше вооружены) и, чтобы уравнять шансы, использует преимущества местности, шустро скрываясь от ураганного огня или вовремя применяя ловушки. Эстонский оператор Март Таниэль (он снимал драму «Капитан Волкогонов бежал» и мистический слоубернер «Ноябрь») хорошо передает динамику сражений, позволяя рассмотреть все подробности ударов и выстрелов, но не забывает при этом показать и красоты местной природы. Океан пожелтевших листьев под ногами, блики угасающего солнца в густых кронах деревьев выгодно контрастируют с бешеным ритмом погонь или сдавленным спокойствием ожидания в засаде.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Наконец, фильм полон тщательно выстроенного саспенса. Режиссер И. Л. Кац (один из авторов сиквела «Азбуки смерти» и черной комедии «Дешевый трепет») сноровисто выдерживает высокий градус напряжения, комбинируя интенсивные боевые сцены и осторожные вылазки Азраэль в тыл к врагам. Если для экшена задействованы в основном рядовые культисты, то для хоррора — те самые загадочные людоеды. В одной из лучших сцен Азраэль сражается и с теми, и с другими, пытаясь выбраться из хитроумной ловушки на дереве. Черные фигуры тянут к жертвам узловатые руки, в отблесках костра мелькают изломанные силуэты, каннибалы яростно вгрызаются в человеческое мясо, отрывая головы и глотая реки крови прямо из обрубка шеи.

Отдельного упоминания заслуживают и мрачные обитатели поселка (такие же безмолвные, как и Азраэль), исповедующие причудливый культ, в котором христианские образы сочетаются с языческими ритуалами. Имя главной героини, разумеется, имеет вполне четкий религиозный подтекст: Азраил — ангел смерти в иудаизме, исламе и христианских апокрифах. Впрочем, отсылки к мистике в фильме декоративны и задействованы скорее для поддержания густой атмосферы тревоги, чем для того, чтобы вложить в сюжет какой-то масштабный месседж.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

С мистико-религиозным антуражем связана единственная заметная шероховатость фильма. Хотя концепт с молчанием обыгран толково (и объясняется весьма логично), в заключительной сцене «Азраэль» внезапно превращается из истории о мести в религиозную притчу, и кажется, будто этот ход ввели чисто ради пары эффектных кадров в финале. Однако целостность фильма экстравагантный ход не разрушает, равно как и не отменяет важности выпавших на долю главной героини мытарств.

«Азраэль» должен понравиться всем, кто любит незамысловатые и стильные хоррор-боевики. Здесь нет изысканной хореографии боев или дорогих декораций, но есть густая атмосфера выживания во враждебной природе, бодрый экшен и смачный хоррор с участием людоедов. А Самара Уивинг прекрасно справилась с ролью стойкой и целеустремленной одиночки, отчаянно сражающейся за свою жизнь. Так что И. Л. Кац грамотно использовал доступный ему потенциал сюжета, локаций и главной звезды, оформив этот набор в минималистичный, но приятный экшен-хоррор.

Поделиться