РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ТОЧКА КИПЕНИЯ»

В прокат вышла драма о злоключениях лондонского шеф-повара — одна из самых ярких картин прошлого года, снятая одним кадром. Впечатлениями от фильма делится Кирилл Горячок.

Вечер накануне Рождества выдался нелегким для шеф-повара Энди (Стивен Грэм) и его команды. Сперва их престижный ресторан понизили в рейтинге, затем их посетили известный повар Аластер Скай (Джейсон Флеминг) и его жена, ресторанный критик Сара (Лурдес Фаберес). Это только начало вечера, а команда уже деморализована. Энди пытается управлять ситуацией, но внутри себя переживает личную драму, и потому, теряя сноровку, допускает ошибки.

«Точка кипения» выросла из одноименной короткометражки актера Фила Барантини, в которой также главную роль исполнил артист Стивен Грэм. Снятый одним планом, фильм исследует производственный процесс работы на кухне в ресторане, придает ему не механическое, но человеческое измерение. Обслуживание, приготовление и подача блюда на стол, — все это сопровождается нервным напряжением, становится результатом цепочки сложных действия и человеческих отношений.

В основе своей «Точка кипения» — производственная драма. Барантини погружает зрителя в повседневную поварскую рутину и наполняет ее пафосом, присущим гангстерскому кино. Неслучайно в картине встречаются Стивен Грэм и Джейсон Флеминг — актеры фильмов Гая Ричи. С колоритным британским акцентом они выясняют отношения на кухне так же, как на какой-нибудь бандитской «стрелке». Это придает «Точке кипения» градуса. И при минимуме событий складывается впечатление, что сейчас что-то взорвется и полетят пули.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Режиссер хорошо манипулирует зрительским вниманием и удерживает ритм в непростой форме однопланового фильма. Каких-то технических откровений в «Точке кипения», пожалуй, нет. Идея картины в том, чтобы показать повседневность, обыкновенный день в ресторане непрерывно, охватывая сразу несколько сюжетных линий, арок персонажей. Вроде незначительные сцены приобретают в этих условиях смысл как ритмический (дают передышку зрителю), так и смысловой (раскрывают персонажей). При этом «Точка кипения» нарочно недосказывает, и в финале всё как бы повисает в воздухе. Зритель остается с ощущением напряжения и стресса, как после тяжелого рабочего дня.

«Точка кипения» — кино о сложности работы в команде, где каждый человек — важный элемент в производственном процессе. Но оно и о важности роли руководителя. Внутренний надлом шеф-повара проецируется вовне — во всеобщий раздрай на кухне. Стивен Грэм замечательно играет растерянность талантливого человека, у которого все валится из рук. Он и дирижер, и режиссер, и, конечно, Фил Барантини проводит параллель между кулинарным и кинематографическим искусствами. Но, по словам соперника Аластера Ская, Энди всегда не хватает каких-то двух процентов до совершенства. И в этом, пожалуй, главная трагедия героя — невозможность дотянуться до идеала, обслужить каждого и угодить всем.

Поделиться