Не слишком удачливый американский писатель Холли Мартинс приезжает в Вену, после окончания Второй Мировой войны, разделённую на оккупационные сектора, принадлежащие странам-участницам антигитлеровской коалиции. Сюда его пригласил старинный приятель по имени Гарри Лайм. По приезду Мартинс узнаёт, что буквально накануне Лайм был сбит машиной в результате несчастного случая, а коалиционная полиция ведёт расследование его тёмного прошлого, включающего спекуляции с пенецилином в военное время, чем-то напоминающие проделки товарища Корейко из романа Ильфа и Петрова "Золотой телёнок". Порасспросив очевидцев произошедшего, Мартинс утверждается в своих сомнениях - обстоятельства смерти друга кажутся ему странными. И он предпринимает собственное расследование, которое неожиданным образом выводит его на самого Гарри, никогда и не собиравшегося покидать бренный мир...
ЦИНИЧНЫЙ СВЕТ СКВОЗЬ РЕШЁТКУ НУАРА
В 40-50-е годы англичанин Кэрол Рид, которому королева присвоила титул Рыцаря и почтительное "сэр", был на вершине творчества, считался ведущим автором респектабельного британского кино, сдержанного, со вкусом сделанного, но в наше время кажущегося анемичным. В 60-е годы он был безжалостно атакован сторонниками авторского кино, но на закате жизни взял-таки реванш красочным мюзиклом по известному роману Чарльза Диккенса "Оливер!". Сейчас же, когда страсти по этому поводу улеглись, можно выделить его несомненные достоинства, например, умение насаждать психологию в ритмичный сюжет. Продюсер-легенда Александр Корда, можно сказать, родоначальник британской киноиндустрии, поручив Риду, годом ранее уже экранизировавшего Грэма Грина ("Падший идол"), постановку этого генетического сплава "чёрного" фильма и роковой драмы, - не прогадал.
Режиссёр создал необыкновенно "атмосферный" фильм, увлекательно передав дух преступного мира и полицейской мышеловки, где скрываются и преследуют, где охотник в одночасье становится дичью. Дух холодного и голодного послевоенного мира, окружённого нищетой и скепсисом по душу завтрашнего дня. Конечно, такой результат стал возможен благодаря не только режиссёру - он работал в команде верных профессионалов. Свой чёткий глаз продемонстрировал оператор Роберт Краскер (премия "Оскар"), умело играющий со светом и тенью, что в условиях чёрно-белого изображения создаёт изумительный визуальный эффект (особенно финальная сцена погони по канализационным каналам). Солидный творческий вклад внёс поэт кинематографа Орсон Уэллс, за 8 лет до этого снявший шедевр о жизни и поступках финансового воротилы "Гражданин Кейн". И, разумеется, нельзя остаться глухим к главной музыкальной теме композитора Антона Кэраса, сыгравшего на нервных струнах нашего восприятия, подогрев интерес к этому суровому спектаклю, подчеркнув в нём трагикомизм.
"Третий человек" получил "Золотую пальмовую ветвь" МКФ в Канне, которую через 3 года возьмёт сам Уэллс за свой фильм "Отелло", снятый им в Италии. Ниже приводится восхитительная в своём цинизме реплика его Гарри Лайма. Но не будем забывать, что в условиях войны, или меланхолии её шлейфа, взгляд на мир становится иным. Особенно взгляд художника. Вспомним лишь американскую "чёрную серию", начало которой было положено в период Великой Депрессии, и итальянскую школу неореализма, которая расцвела сразу после Второй Мировой войны и стремилась описать изуродованное 20 годами фашизма общество...
- "При герцогах Борджиа в Италии 30 лет царили война, террор и убийства. Но она дала нам Микельанджело, Леонардо Да Винчи и Возрождение. А что дала нам Швейцария за 500 лет братской любви и мира? Часы с кукушкой!".