Рецензия на фильм «Три... экстрима»

Совсем недавно мы имели возможность лицезреть международный киноальманах «Эрос», собравший под свои знамёна итальянца, китайца и американца, обратившихся к теме любви в самых разных её проявлениях. И вот снова перед нами сборник новелл трёх режиссёров, но уже из одного региона, и совсем с другой проблематикой. Азия рассказала свои байки из склепа, только вместо заштатных киноремесленников тут в режиссёрских креслах сплошь культовые имена.

Пока малоизвестный в широких кругах Фрут Чань предложил зрителю «Пельмени» (именно так переводчики идентифицировали китайские клёцки). История, желающей оставаться вечно молодой, актрисы Чин помимо интриги связанной с начинкой клёцок (которые она употребляет для сохранения своих прелестей в первозданном виде) запоминается атмосферностью и выверенной операторской работой (за камерой стоял вечный спутник Кар-Вая Кристофер Дойл). Чань решил не изобретать велосипед и пошагово воссоздал необходимый в подобных случаях саспенс. Одна незадача, когда всё становится на свои места, и ответы на все вопросы уже найдены, режиссёр продолжает гнуть свою линию, словно не желая останавливаться. Впрочем, оправданием может послужить тот небезынтересный факт, что «Пельмени» лишь часть полнометражного фильма, показанного в этом году на Берлинале, который по смысловому наполнению далёк от кулинарного экстрима лихой 40-минутки. 

В новелле «Снято!» маститый Чхан-Ук Пак (после триумфального «Олдбоя» любая новая работа этого корейца просто обречена на интерес публики) рефлексирует на тему нелегкого режиссёрского ремесла. Преуспевающего (красивый, талантливый, женатый) постановщика Рю Цзи-хо берёт в заложники один из его бывших статистов, предлагая поиграть в кровавую игру – Рю должен задушить ребёнка, если не хочет смотреть, как его жене отрезают палец за пальцем. Пак максимально сжимает пространственно-временные координаты, тем самым не давая превратиться своему детищу в подобие заокеанских триллеров со схожим сюжетом. Тут есть темы поважнее – вывернутая наизнанку кинематографическая реальность плюс очередная попытка обнаружить в «добром человеке» сатанинские бездны (почти по Достоевскому!).

Многостаночник от кино Такаши Миике оживил историю под говорящим названием «Ящик». Сей предмет уже давно занял своё место в ряду главных хоррор-объектов, что и ждать вообщем-то было нечего. Но, как ни странно, японец снял почти поэтическую историю о детской травме, повлёкшей за собой череду странных событий. На фоне брутальных новелл Пака и Чаня повествование Миике выглядит едва ли не рождественской сказкой. Получилось, что главный экстремальщик из трёх, переквалифицировался в умудрённого жизнью созерцателя. 

Три звезды, три светлых повести азиатского кино решили поработать с жанром, в последнее время всё более ассоциирующимся с Японией, Кореей, Гонконгом. Как результат – замысловатый puzzle о насилии, жестокости, природе человеческого страха. За каждой новеллой здесь стоит индивидуальность режиссёра, собственный подход и видение современного кино, как такового. Всё простенько, но со вкусом. А что послужило начинкой -  лучше и не знать, незавидная судьба актрисы Чин (новелла Фрута Чаня) лучшее тому доказательство.

Поделиться