Во время семейного отдыха супруги Иса и Бахар решают расстаться. Причины не называются, просто так будет лучше для обоих. Иса возвращается в родной университет, Бахар путешествует по стране со съёмочной киногруппой (она арт-директор картины). Летнее солнце сменяют осенние дожди и низкое серое небо. Под предлогом работы над диссертацией Иса отправляется в небольшой городок, где работает команда Бахар. Они встречаются, он предлагает начать всё с начала. Вместо ответа – крупные хлопья снега, предвестники наступающей зимы…
В Европе Нури Бильге Джейлана величают не иначе как «турецким Антониони». Придумать звучный эпитет дело нехитрое, новых годаров, бергманов, феллини можно в любой национальной кинематографии обнаружить, было бы желание. Но в случае с Джейланом определение это во многом заслуженное, лишний раз сходство с манерой великого итальянца констатирующее. Впрочем, умением выстроить кадр отличался не только Микеланджело. В современном кино такие мастера также имеются: Аки Каурисмяки, Брюно Дюмон, Рой Андерссон, Аббас Киаростами и т.д. Ещё чуть-чуть и Джейлана в этот славный ряд можно будет без всяких оговорок вписывать. Основания и аргументы – редкое режиссёрское чутье, наполняющее смыслом не только то, что на экране (видимое), но и то, что за экраном остаётся. А там, в изъятых сценах и бесконечных паузах, всё самое интересное, ради чего Джейланом, надо думать, всё и затевалось.
Историю турок рассказывает хрестоматийную. В содержательном смысле это уже выжженная земля, каждый жанр в разработку темы свой весомый вклад сделал. Потому (помимо всего прочего) Джейлана сюжет как таковой и не интересует. На первом месте здесь настроение. Настроение героев, настроение зрителей. Атмосфера. Ощущение экзистенциального тупика. Словом, знакомые многим по собственному опыту чувства, визуализации не поддающиеся. Оттого проделанная режиссёром работа пристальный интерес и уважение вызывает. Джейлан посредством кино говорит о том, о чём в жизни зачастую рассуждать боязно. Шаг рисковый, но, исходя из результата, оправданный. Просмотр «Времен года», в этом смысле, к своеобразной психотерапии приравнять можно, когда не проговорил накопившиеся проблемы, а просмотрел.
Нури Бильге Джейлан, как сборная Турции по футболу (3-е место на чемпионате мира 2002 года) в одном лице. Вроде никаких откровений от режиссёра не ждали, а он приятно удивил. Первый раз в 2002-м «Отчуждением», сейчас «Временами…». Остаётся только констатировать – на кино-небосклоне появилась ещё одна яркая звездочка, следить за которой одно удовольствие.