Рецензия на фильм «Юленька»

Молодой преподаватель-историк Андрей Валентинович (Марат Башаров) с женой и приемной дочерью пребывает учительствовать в располагающуюся на острове провинциальную девичью гимназию. Первые несколько минут экранного времени он радуется и неустанно нахваливает местный свежий воздух. Все потому, что, в отличие от зрителя, не замечает утопленника, на свой распухший манер как бы приветствующего гостя у пристани, и не слышит закадровой погребальной музыки Аркадия Укупника, одной ноты которой достаточно, чтобы понять, что, вопреки бодрым возгласам педагога, ничего у него тут не наладится. Открыть глаза на мистические ужасы местной жизни Андрею Валентиновичу без спроса помогут две назойливые гимназистки, мертвая и живая. Являющаяся ему во снах недавняя самоубийца Соня и Юленька, бойкая, но какая-то зловещая девочка. Она не станет приятнее, когда герой переспит с ее мамой, а дочка начнет одолевать историка звонками в том духе, что теперь он, как порядочный человек, должен оставить семью.

На вопрос, почему главные героини фильма девочки, режиссер Александр Стриженов находчиво отвечает: потому, что у него самого дочки, и мальчики ему элементарно меньше знакомы. То есть в противном случае мог бы получиться, скажем, хоррор «Володенька», а киномода, внедренная японским «Звонком» и оказавшаяся такой же живучей, как его инфернальная героиня, тут не при чем. В вопросах творческой кухни постановщику, в общем, нет оснований не доверять, потому что тема семьи (см. первую «Любовь-морковь») является лейтмотивом его творчества. За исключением разве «От 180 и выше», где, впрочем, речь шла о том, как непросто быть бобылем. На этот раз Стриженов отстаивает святость семейных уз — нечего отвлекаться на посторонних женщин, даже если они всячески суют вам себя с суицидальным напором мультипликационных пельменей из рекламы.

Агитация носит столь радикальный характер, что «Юленька», будучи безусловно плохим кино (надуманный и шаткий сюжет, нулевая актерская игра, да и вообще кажется, что режиссер снимает настолько худо из-за данного кому-то слова), представляет куда больший интерес, чем его предыдущие работы. По крайней мере, психиатрический. Водящаяся за Стриженовым тяга к символизму цветет здесь особенно буйно. Элитность гимназии подчеркивается привычкой гимназисток лупить в барабаны. Одинаково мрачные интерьеры, будь то склеп или квартира, для уюта декорированы фруктами, искусственными как на вид, так и, видимо, на вкус, поскольку их никто не ест. А драматизм супружеской измены подчеркивают жрущий аквариумную рыбку котик и попусту надрывающийся мобильный с полным укора лицом жены на дисплее. Сюжет элегантно закольцован — в прологе показан гражданин без позвоночника, а в эпилоге позвоночник без гражданина — и дико интригует, что же происходит в голове у человека, который столь долгое время вел самое позитивное утреннее шоу на самом позитивном госканале.

Поделиться