Рецензия на фильм «Запрещенная реальность»

Равновесие между видимым и невидимым мирами нарушено. Инфархи, хранители Внутреннего круга, обеспокоены. Матвей Соболев (Игорь Петренко), капитан военной контрразведки, чудом остаётся в живых после выполнения спецоперации. В это время рвущийся к власти Георгий Курыло (Александр Балуев), бывший напарник Соболева, получает партию секретного оружия, подавляющего волю людей. Понимая, что противостоять Курыло может только он, Матвей возвращается в город. На него выходит Горшин (Владимир Вдовиченков), комиссар «Стопкрима», организации, борющейся с криминалом и коррупцией. Когда-то Горшин входил во Внутренний круг. Инфархи просят его помочь Соболеву…

«Запрещенная реальность» – экранизация романа Василия Головачева «СМЕРШ–2», в котором Москва будущего становится полем битвы потусторонних сил, а в диалогах и общей канве сюжета мелькают элементы поп-эзотерики для бедных. Экранизировать фантастику, заручившись поддержкой рекламной машинерии телеканалов (Первый, СТС), за последние годы брались лишь двое: Тимур Бекмамбетов Ночной дозор», «Дневной дозор») и Федор Бондарчук Обитаемый остров»). Но если для первого это стало входным билетом в голливудские кущи, то для второго – очевидным провалом. Оно и понятно: фантастический жанр требует особого подхода, сочетающего в себе не только наличие внятной и хорошо рассказанной истории, но и соответствующих спецэффектов, без которых такие картины просто немыслимы. Продюсер «Реальности» Егор Кончаловский сделал ставку на дебютанта Константина Максимова, отрядив тому 7-миллионный бюджет и Василия Головачева в качестве соавтора сценария. Дебютант со своей задачей справился, как мог. Если быть точнее – не справился вовсе.

«Запрещенная реальность» Максимова тот самый случай, когда режиссёр, терзаемый сомнениями, берётся за всё понемногу, но не доводит до конца ни одно из начатых дел. Сшитый из различных смысловых и сюжетных лоскутков фильм не выглядит единым целым, а производит впечатление почти случайной мозаичности, где сталкиваются и исчезают, появляются и уходят навсегда. На зрителя, не читавшего роман-первоисточник, обрушивается масса информации, которая, увы, никак не комментируется, не объясняется. Она просто есть, и каждый волен воспринимать её так, как посчитает нужным. Святая святых добротной жанровой постановки – мотивация главных героев и центральный конфликт – по всей видимости, не очень занимали авторов и пущены здесь в свободное плавание. Каждые пять минут на экране случаются спецэффекты (единственное, чему, пожалуй, можно верить в «Реальности»), но зачем? и для чего? – совсем неочевидно. Видимо, чтобы было.

Доверить такой проект дебютанту – продюсерский промах. Возможно, Кончаловскому имело смысл самолично встать у режиссёрского пульта. Впрочем, могло ли это гарантировать результат? – вопрос из разряда риторических.

Поделиться