Рецензия на фильм «Железная пята олигархии»

Николай Петрович приехал в Санкт-Петербург не за красотами Эрмитажа, Петергофа, дивными, словно с картинки, закатами и восходами солнца, утопающего в Финском заливе. Николай Петрович прибыл сюда с важной и ответственной миссией - просвещения и активизации, некогда передового, а ныне совсем не престижного рабочего класса. Сделать нужно много и в кратчайшие сроки. Митинги на заводах, танцы в кабаках, чтения литературы (любимые отрывки из романов Джека Лондона) - вот неполный перечень ежедневной и трудоёмкой работы Николая Петровича. Этот неистовый чтец-декламатор, непоколебимый борец за свободу пролетариата не боится никаких преград на своём, и без того, не лёгком пути. Он знает, что за ним ведётся слежка. Агенты злобных олигархов контролируют каждый его шаг. Николай Петрович прекрасно знает биографии выдающихся революционеров, и если ему суждено погибнуть от вражеской пули, что ж, значит таков удел настоящего бунтаря от народа.

Александр Баширов всегда в движении, неком творческом поиске; при этом ознакомиться с продуктом его деятельности удаётся лишь десяткам, в лучшем случае, сотням. Человек-проект, self-made-man, самодостаточный и независимый персонаж нашей культуры. Кто не помнит его ярких, словно вспышка, эпизодов в "Ассе", "Игле". Он, как заноза в пальце, самим своим существованием, заставляет нашу творческую интеллигенцию держать выправку, задумываться о вечном, искать и находить. Безусловно, это совпадение, но совпадение символичное: 1998 год - год выхода дебютной картины Баширова был "ознаменован" экономическим дефолтом. О чём разглагольствовал на митингах Николай Петрович случилось наяву, во всех своих неприглядных жизненных подробностях. Народ, в очередной раз, остался у разбитого корыта, тогда как власть имущие набили карманы.

Сложно рассматривать данный фильм с позиций законченного произведения. Это больше чем просто фильм. "Железная Пята Олигархии" напоминает манифест, свод правил зафиксированных на целлулоиде. То, чем жил и дышал Александр Баширов всю свою сознательную творческую жизнь, нашло здесь воплощение. Фанерные, искусственные второстепенные персонажи; грязный, непричёсанный Петербург; гнетущий музыкальный ряд от соратников из "Tequilajazzz"; абсурдные и ужасно смешные речи главного героя. Всё это - оригинальный, не на что не похожий, внутренний мир автора.

В 1998, после шумного фестивального успеха фильма, многим казалось, что именно по такому пути должен идти молодой независимый отечественный кинематограф. Снимать для себя, интуитивно чувствуя зрительские запросы. Делать фильмы, в буквальном смысле, за три копейки, отрабатывая вложенные деньги в зарубежных кинотеатрах. Как показало время, расчёты не оправдались. Питерский андеграунд так и остался там, куда сам себя и поместил. На устах современных зрителей совсем другие имена. Николаи Петровичи, режущие правду матку ценою собственной жизни нынче не в моде. Братки, откинувшиеся с зоны менты - вот герои нашего безгеройного времени. Творчество Баширова, Юфита, рано ушедших Луцика, Тягунова по-прежнему остаётся полем деятельности специалистов и тех сотен, кто не желает лицезреть на экране фабульные инсценировки, главной задачей которых являются кошельки наших доверчивых сограждан. Похоже, олигархи могут праздновать свою победу…

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Байкер, боксёр, вампир, крокодил: Майкл Мэдсен после «Бешеных псов» — глазами Квентина Тарантино
Статьи
Байкер, боксёр, вампир, крокодил: Майкл Мэдсен после «Бешеных псов» — глазами Квентина Тарантино
3 июля 2025 года ушёл из жизни Майкл Мэдсен — культовый артист, мастер эпизода, король B-movies. Спустя почти месяц после его смерти Квентин Тарантино, для которого Мэдсен был не только актёром-талисманом, но и добрым другом, в подкасте «Pure Cinema» почти 4 часа говорил о Майкле. Режиссёр отобрал 10 самых интересных, по его мнению, фильмов и сериалов, в которых снялся Мэдсен после «Бешеных псов» — помимо больших студийных проектов, которые всем хорошо известны. Вслед за Тарантино KNMN бросается в тихий омут direct-to-video и телевидения второго эшелона, проинспектировав все рекомендации режиссёра (комментарии Квентина прилагаются)
Творческая катастрофа или будущая культовая классика? Айс Кьюб перед компом противостоит инопланетянам в «Войне миров»
Рецензии
Творческая катастрофа или будущая культовая классика? Айс Кьюб перед компом противостоит инопланетянам в «Войне миров»
Творческая катастрофа или будущая культовая классика? Айс Кьюб перед компом противостоит инопланетянам в «Войне миров»
Рецензии
Лихая молодость, отвязная мать, поэзия дороги и байки про сайентологов в мемуарах Джоша Бролина «Из-под грузовика»
Творческая катастрофа или будущая культовая классика? Айс Кьюб перед компом противостоит инопланетянам в «Войне миров»
Статьи
Эксперименты против стагнации: как Sony Pictures Animation победила Pixar на её же поле