Николай Петрович приехал в Санкт-Петербург не за красотами Эрмитажа, Петергофа, дивными, словно с картинки, закатами и восходами солнца, утопающего в Финском заливе. Николай Петрович прибыл сюда с важной и ответственной миссией - просвещения и активизации, некогда передового, а ныне совсем не престижного рабочего класса. Сделать нужно много и в кратчайшие сроки. Митинги на заводах, танцы в кабаках, чтения литературы (любимые отрывки из романов Джека Лондона) - вот неполный перечень ежедневной и трудоёмкой работы Николая Петровича. Этот неистовый чтец-декламатор, непоколебимый борец за свободу пролетариата не боится никаких преград на своём, и без того, не лёгком пути. Он знает, что за ним ведётся слежка. Агенты злобных олигархов контролируют каждый его шаг. Николай Петрович прекрасно знает биографии выдающихся революционеров, и если ему суждено погибнуть от вражеской пули, что ж, значит таков удел настоящего бунтаря от народа.
Александр Баширов всегда в движении, неком творческом поиске; при этом ознакомиться с продуктом его деятельности удаётся лишь десяткам, в лучшем случае, сотням. Человек-проект, self-made-man, самодостаточный и независимый персонаж нашей культуры. Кто не помнит его ярких, словно вспышка, эпизодов в "Ассе", "Игле". Он, как заноза в пальце, самим своим существованием, заставляет нашу творческую интеллигенцию держать выправку, задумываться о вечном, искать и находить. Безусловно, это совпадение, но совпадение символичное: 1998 год - год выхода дебютной картины Баширова был "ознаменован" экономическим дефолтом. О чём разглагольствовал на митингах Николай Петрович случилось наяву, во всех своих неприглядных жизненных подробностях. Народ, в очередной раз, остался у разбитого корыта, тогда как власть имущие набили карманы.
Сложно рассматривать данный фильм с позиций законченного произведения. Это больше чем просто фильм. "Железная Пята Олигархии" напоминает манифест, свод правил зафиксированных на целлулоиде. То, чем жил и дышал Александр Баширов всю свою сознательную творческую жизнь, нашло здесь воплощение. Фанерные, искусственные второстепенные персонажи; грязный, непричёсанный Петербург; гнетущий музыкальный ряд от соратников из "Tequilajazzz"; абсурдные и ужасно смешные речи главного героя. Всё это - оригинальный, не на что не похожий, внутренний мир автора.
В 1998, после шумного фестивального успеха фильма, многим казалось, что именно по такому пути должен идти молодой независимый отечественный кинематограф. Снимать для себя, интуитивно чувствуя зрительские запросы. Делать фильмы, в буквальном смысле, за три копейки, отрабатывая вложенные деньги в зарубежных кинотеатрах. Как показало время, расчёты не оправдались. Питерский андеграунд так и остался там, куда сам себя и поместил. На устах современных зрителей совсем другие имена. Николаи Петровичи, режущие правду матку ценою собственной жизни нынче не в моде. Братки, откинувшиеся с зоны менты - вот герои нашего безгеройного времени. Творчество Баширова, Юфита, рано ушедших Луцика, Тягунова по-прежнему остаётся полем деятельности специалистов и тех сотен, кто не желает лицезреть на экране фабульные инсценировки, главной задачей которых являются кошельки наших доверчивых сограждан. Похоже, олигархи могут праздновать свою победу…