Рецензия на мини-сериал братьев Даудл «Трагедия в Уэйко»

Дмитрий Молчанов — о сериале Paramount Network, рассказывающем о печально знаменитой осаде ранчо «Маунт Кармел» и выставляющем американских силовиков в самом невыгодном свете.

28 февраля 1993 года бойцы спецподразделения ATF (Бюро по борьбе с незаконным оборотом алкоголя, табачных изделий, оружия и взрывчатых веществ) расположились у «Маунт Кармел» — ранчо в 14 километрах от Уэйко, штат Техас. Обитатели ранчо, члены секты «Ветвь Давидова», подозревались в нелегальном приобретении и хранении некоторых видов оружия, и целями рейда ATF были обыск и возможный арест главы секты, Дэвида Кореша (Тейлор Китч), который к тому же подозревался в сексуальных связях с несовершеннолетними давидианками и жестоком обращении с детьми. Когда над ранчо на угрожающе малой высоте пролетели вертолеты, Кореш понял, что дело, скорее всего, добром не кончится, и выскочил за дверь, сигнализируя спецназовцам, что проблему, дескать, можно решить мирным путем. Через пару мгновений был открыт огонь — завязалась кровавая перестрелка, унесшая несколько жизней (сам Кореш был ранен) и положившая начало 51-дневной осаде ранчо, которая в итоге закончилась трагедией.

Осада «Маунт Кармел» — возможно, самое заметное кровавое пятно на репутации американских спецслужб. О злополучной операции было написано огромное количество статей и снято несколько документальных фильмов. Братья Даудл, режиссер Джон Эрик и сценарист Дрю, для работы над сериалом использовали две книги воспоминаний — одна принадлежит перу Гэри Неснера (его сыграл Майкл Шеннон), переговорщика ФБР и непосредственного участника событий, другая — Дэвиду Тибодо (вечный тинейджер Рори Калкин), одному из немногих выживших, который был не столько идейным последователем Кореша, сколько, если можно так выразиться, жертвой его харизмы. Обзаведясь, таким образом, источниками информации с обеих противоборствующих сторон (впрочем, назвать Неснера противником Кореша можно лишь с большой натяжкой), братья Даудлы, пусть и с некоторыми оговорками, но вполне очевидным образом заняли позицию сочувствующих давидианцам. От этого и приходится плясать на протяжении всех шести часов сериала — хотя Даудлы и аккуратно демонстрируют неодобрение ряда действий Кореша, достаточно лишь чуть поскрести любую сцену, и симпатии к главе «Ветви Давидовой» обнаружатся незамедлительно.

Ларчик, само собой, открывается просто: «Уэйко» без проблем и вопросов укладывается в оформившийся антитрамповский голливудский дискурс — это очередной намек на то, что демократические ценности неприкосновенны (осада «Маунт Кармел» в этом контексте позиционируется как печальное наследие правления Буша-старшего) и что вернуть Америке былое величие солдафонскими методами не получится. Сам по себе факт «наезда» на мирно существовавших годами сектантов-отшельников подается как довольно сомнительный акт реваншизма силовых структур (ФБР и ATF), стремящихся реабилитироваться за произошедший незадолго до этого инцидент в Руби-Ридж (при попытке задержать радикала Рэнди Уивера федералы убили его жену и 14-летнего сына). Словом, месседж прозрачен, однако, при всем мастерстве Даудлов, материал сопротивляется однобокому подходу — не заметить этого практически невозможно, и потому к создателям «Уэйко» закономерно возникает ряд вопросов. Что, к примеру, мешало чуть больше рассказать о Кореше, представленном здесь едва ли не великомучеником, да и о самой «Ветви Давидовой», которую Дэвид, к слову, вовсе не организовал самолично (а из шоу можно сделать такой вывод), а унаследовал от предшественников, выглядевших куда большими безумцами, чем он?

Увы, раскручивать историю в обратную сторону, танцуя от ее чудовищного финала, оказалось куда проще. И вот уже глава антитеррористического подразделения ФБР Митч Декер (Шиа Уигхэм), инициировавший в итоге силовое решение вопроса, предстает практически исчадием ада, а его соперник, переговорщик-миротворец Неснер — жертвой ужасных обстоятельств, оказавшейся меж двух огней. На первый взгляд, так оно и есть, однако та беззастенчивая однозначность, с которой Даудлы расставляют фигуры и акценты, вызывает чувство подвоха.

И если отвлечься от действительно кошмарных обстоятельств осады (а неразрывная связь с недавней реальностью, услужливо отзывающейся в дне сегодняшнем, работает здесь на все сто) и попытаться присмотреться к собственно сериалу, то выйдет, что в этом раскладе главной жертвой «выбора позиции» Даудлов стал Тейлор Китч — он, безусловно, сыграл лучшую роль в карьере, однако мог бы и вовсе стать королем шоу, если бы авторы сделали его героя не таким удручающе одномерным. А так  старательного, но не слишком талантливого Китча, увы, убирают одним легким движением более опытные и даровитые коллеги: Шеннону для этого достаточно чуть сжать губы, а Уигхэму — повести бровью. И эти мелкие мимические штрихи — пожалуй, самое ценное, что можно обнаружить в «Трагедии в Уэйко».

Поделиться