Суровый самурай, безумный король и жители пустошей в стильном сай-фай-боевике «Последний Ронин»

Постапокалиптический экшен, обыгрывающий наследие 1980-х, выглядит красиво и увлекает лихими поединками. Амбиций фильму не занимать, и многие из них он уверенно оправдывает

После глобальной катастрофы привычная нам цивилизация рухнула: вокруг бесплодные земли, в которых обитают (и сражаются) разнообразные кланы, каждый со своими законами. Бывалый выживальщик Ронин (Юрий Колокольников), мастерски владеющий самурайским мечом, встречает хмурую девочку Марию (Диана Енакаева), которая предлагает ему – за солидное вознаграждение – провести ее через опасные районы к загадочной Стене. Дорога до нужной точки быстро превращается в тест на выживание, ведь по пятам за странниками следует банда мародеров в масках, а впереди Ронина и Марию ждет встреча с еще более опасными врагами. 


Режиссерский дебют Макса Шишкина (ранее он снимал видеоклипы и был одним из авторов хоррор-антологии «Кошмары музыкантов») представляет собой оммаж классике постапокалиптического кино, поданный с ненавязчивой иронией и выверенным стилем. При том, что «Последний Ронин» целиком построен на вторичном материале, Шишкин сноровисто тасует заезженные жанровые штампы в эффектной комбинации. Атмосферные локации, роскошные костюмы и смачные драки гармонично переплетаются, образуя завораживающий видеоряд, легко удерживающий внимание все два часа экранного времени. 


Постапокалиптические Долины поначалу кажутся пустынными, но первое впечатление обманчиво: здесь повсюду кипит экзотическая жизнь. На шумном рынке идет бойкая торговля (самая ценная валюта – патроны от АК-47), за которой с вышек наблюдают охранники от разных кланов. По разбитым асфальтовым шоссе плетутся неприкосновенные курьеры, доставляющие важные послания. На заброшенном складе боеприпасов по-прежнему функционируют бронированные роботы-«блохи». А по ночам можно наткнуться на сектантов-людоедов. В общем, сеттинг «Последнего Ронина» столь же обширен, сколь и красочен: типичные для любого постапокалипсиса фракции изображены с достаточной долей своеобразия, чтобы не выглядеть бледными копиями с классики.
Дизайн кланов тоже выполнен с явным старанием. Банда арбалетчиков в черных лохмотьях и с масками-черепами на лицах выглядит угрожающе, а их речь звучит как ломаный русский, так что для нее даны субтитры (на слух смешно, зато хорошо дополняет образ варваров-отморозков). Изможденные культисты ходят в белых тогах, предаются ритуальным мутациям, а их лидер пытается проповедовать даже с мечом у шеи. Внутри той самой таинственной Стены прячется крупная община во главе с Королем, который восседает на троне из автоматов и щеголяет в золотой маске, а на голове носит корону из позолоченных патронов. Изъясняется монарх, кстати, исключительно по-французски, причем этот нюанс не раз будет обыгран в ходе диалогов. Бритый налысо Ронин разгуливает в массивном кожаном плаще (кроем напоминающем кимоно), регулярно тренируется с катаной и тщательно смазывает остро заточенное лезвие своего верного меча.  

Впрочем, главное здесь все же не вычурная одежка и не дорогие декорации, а стильное насилие. «Последний Ронин» далек от элегантной боевой хореографии «Джона Уика», однако здесь хватает изобретательного экшен-драйва. Будет и схватка против оравы дикарей, и проход по узкому коридору, где драка переходит в перестрелку, и много чего еще. Крови, кстати, предостаточно: Ронин режет и рубит парой точных движений, а в одной сцене даже разносит в мясные клочья толпу врагов из пулемета. Вишенкой на кровавом торте станет трехсторонняя дуэль Ронина, вождя варваров и Короля, которая закончится не самым банальным сюжетным ходом. 


В боевых сценах особенно ярко заметны любопытные визуальные решения. Хотя многие экшен-эпизоды показаны в стандартной технике, с быстрым (но при этом четким) монтажом, некоторые схватки показаны на средних планах, где видны лишь силуэты сражающихся воинов. В одной из сцен камера и вовсе переворачивается снизу вверх (как в начале «Бескрайнего бассейна» у младшего Кроненберга), а в другой – все снято одним кадром без явных склеек. 

Саундтрек от электронщика Mimiko добавляет настроения, переходя от тревожного эмбиента к ритмичным синти-битам. «Последний Ронин» в этом смысле весьма разнообразен по части режиссерских приемов, поддерживающих динамизм происходящего.
Наконец, два слова об актерских работах. Колокольников хорошо вписался в роль воина-одиночки, а его пафосные монологи соответствуют образу человека, говорящего немного и по делу. В небольшой роли можно увидеть Тихона Жизневского, а королевского переводчика отлично сыграл Роберт Юсупов. Но на общем фоне выделяется Даниил Воробьев, которому очень идет роль монарха-манипулятора, играющего в гладиаторские игры – пожалуй, самый яркий образ в фильме. Конечно, тщательной проработки у персонажей можно не ждать, все-таки перед нами постапокалиптический боевик, а не драма о тяжкой жизни после краха цивилизации. Но в рамках заданных типажей все персонажи выглядят вполне убедительно. 


«Последний Ронин» густо пропитан ностальгическим колоритом, отсылающим к длинной череде постапокалиптических фильмов, от «Киборга» и «Терминатора» до второго «Безумного Макса». Кроме того, в фильме ощущается влияние эстетики вестернов, а отдельные сцены выглядят как легкая пародия на «Игру престолов». Сценарий не предлагает никаких головокружительных твистов, а подобный сюжет много раз встречался в тех же сай-фай боевиках. Но самое важное все же то, что эти многочисленные цитаты не превращаются в бессвязный набор клише, а обработаны так, чтобы из набора хорошо известных сюжетных ходов, образов и персонажей получился самостоятельный – и при этом отличный – фильм. Для всех поклонников постапокалиптического кино «Последний Ронин» будет приятным новогодним подарком. 

Поделиться