В 1985 году советский ледокол «Михаил Сомов» был зажат льдами неподалеку от берегов Антарктиды и провел в дрейфе в общей сложности больше четырех месяцев. Примерно через тридцать лет российские кинематографисты, включая режиссера Николая Хомерики, представляют аудитории драматизированную версию событий.
Капитан «Михаила Громова» (так судно именуется в фильме) Петров (Петр Федоров), по мнению некоторых коллег, не способен оценивать дистанцию — иными словами, иногда ведет себя слишком рискованно. Когда один из членов команды ледокола оказывается за бортом, Петров решается на маневр, который не позволяет в итоге спасти тонущего, но приводит к повреждению оборудования. Капитана отстраняют, на его место вертолетом присылают нового — Севченко (Сергей Пускепалис), однако почти сразу после этого «Громов» ложится в вынужденный дрейф. За судном по пятам медленно, но упрямо следует огромный айсберг, на борту конфликтуют два капитана, напряжение нарастает.
Если не углубляться, может показаться, что «Ледокол» — во многом схожий с недавним «Дуэлянтом» проект. В обоих случаях главную роль отдали Федорову; и там, и там мы имеем дело с режиссерами, до сих пор специализировавшимися на авторском (или, если хотите, фестивальном) кино, а теперь взявшимися за потенциальные блокбастеры. Но при просмотре выясняется, что различий между картинами больше, причем не только формальных (Питер — Антарктида, середина XIX века — 80-е годы века XX). Мизгирев, снимая «Дуэлянта», ориентировался на условного Нолана. Хомерики, кажется, вдохновлялся прежде всего поп-культурой в тех ее проявлениях, какие были знакомы гражданам Советского Союза.
Персонажи, включая обоих капитанов, членов команды и оставшихся дома жен (Ольга Филимонова, Анна Михалкова) получились даже не утрированными, а буквально карикатурными. Такие человечки десятки лет назад жили на страницах журнала «Крокодил». Дело не в том, что все они — отрицательные личности, а в том, что любые свойства (коих к каждому прилагается не более двух) раздуты до гротескных пропорций. Петров — это безрассудство и героизм, Севченко — жесткость и решительность, и так далее. Кстати, женские персонажи, наверное, введены ради даже не гендерного равенства, а разнообразия — сюжет они не двигают, да и вообще существуют по большей части отдельно от мужской команды.
Отдельной жизнью живет и айсберг, главный аттракцион «Ледокола». Хомерики, как и советские режиссеры, видимо, не очень представляет, как обращаться со спецэффектами — или по крайней мере обращаться с ними так, чтобы уложиться в установленный бюджет. Нарисованная на компьютере ледяная махина эффектно поблескивает гранями и разваливается на куски, но практически не встречается в кадре с людьми, даже когда, согласно сюжету, проходит в непосредственной близости. Эффект довольно странный: кажется, что до экипажа «Громова» долетают преимущественно осколки каких-то сосулек. Совместить в кадре графику и актеров не получилось — а ведь именно этого и ждут от фильма-катастрофы.
Впрочем, «Ледокол» преуспевает на том поле, куда прочие «катастрофические» ленты обычно не заглядывают. Авторы напичкали ленту приметами эпохи, как очевидными, так и не очень. Календарь с Пугачевой на стене, хоровое исполнение песен Цоя под акустическую гитару (запевала — комичный пилот вертолета в исполнении Александра Паля), Сева Новгородцев, перематывание кассеты карандашом. Все эти мелочи дополнительно снижают градус напряжения, делают ленту будто бы более комфортной — особенно для тех, кто по той или иной причине вспоминает 80-е с теплотой. В общем, напряженного кино о суровой жизни моряков-полярников не вышло. Зато это лента крайне доступная, с ностальгическими нотками, не такая эстетская, как вышеупомянутый «Дуэлянт». Блокбастеры у Хомерики и Мизгирева очень разные, и какой из них имеет большие шансы полюбиться массовому зрителю — вопрос открытый.
- О фильме
- Создатели и актеры
- Видео
- Рецензия
- Кадры
- Публикации
- Фильм в коллекциях
- Смотреть онлайн
-
Еще
- От режиссера
- Похожие фильмы
- Награды
- Постеры
Рецензия на фильм «Ледокол» Николая Хомерики
Череда потенциальных отечественных блокбастеров с Петром Федоровым в главной роли продолжается «Ледоколом»: масштабным фильмом-катастрофой, где главному герою снова предстоит мерзнуть в северных льдах. Фильм посмотрел Сергей Оболонков.
20 ОКТЯБРЯ 2016
Текст: Сергей Оболонков

Далее по теме

Кастинг дня. Ана де Армас в океанской бездне с Томом Крузом, Рэйф Файнс в роли президента Сноу в приквеле «Голодных игр» и др.
Если верить инсайду сайта Deadline, Ана де Армас готова погрузиться с Томом Крузом в глубины океана в фантастическом триллере Дага Лаймана «Deeper». Это голливудский долгострой, который находится в разработке почти десятилетие: в разное время его планировали ставить Корнел Мундруцо и Бальтасар Кормакур, а на главную роль претендовали Брэдли Купер и Идрис Эльба. Главный герой истории — астронавт, который в глубоководном аппарате погружается в неисследованную впадину и сталкивается там с чем-то ужасным. Над новой версией сценария работает соратник Круза по франшизе «Миссия невыполнима» Кристофер МакКуорри. Проектом занимается Warner Bros., которая собирается потратить на производство $200 миллионов. Рэйф Файнс сыграет президента Сноу в приквеле «Голодных игр» — «Голодные игры: Рассвет Жатвы». В основных фильмах франшизы Сноу играл Дональд Сазерленд, ушедший из жизни в 2024 году, а в приквеле «Баллада о змеях и певчих птицах» — Том Блайт. В «Рассвете Жатвы» молодой Хеймитч Эбернети (Джозеф Зэйда) выиграет 50-е Голодные игры. В фильме также заняты Уитни Пик, Маккенна Грейс, Джесси Племонс, Келвин Харрисон-мл., Майя Хоук, Лили Тейлор и Бен Ван. Поставит приквел штатный режиссёр франшизы Фрэнсис Лоуренс. Кирстен Данст подписалась на главную роль в триллере «Самопомощь» (Self Help), который станет режиссёрским дебютом Флоры Бирнбаум — сценаристки сериалов «Американская история преступлений» и «Жизни матрёшки». Действие развернётся в охваченном пламенем Лос-Анджелесе. Пока количество жертв пожаров растёт, главная героиня становится свидетельницей ДТП, виновник которого скрылся. Происшествие, в котором замешан богатый застройщик, становится ключом к масштабному заговору. Среди продюсеров фильма значится Уилл Феррелл. Элизабет Олсен составит компанию Кристен Стюарт и Оскару Айзеку в вампирском триллере «Плоть богов» (Flesh of the Gods), за постановку которого планирует взяться режиссёр «Мэнди» Панос Косматос. За драматургию отвечает сценарист «Семи» Эндрю Кевин Уокер. В гламурном Лос-Анджелесе 1980-х главные герои, супруги Рауль (Айзек) и Алекс (Стюарт), каждый вечер покидают свои апартаменты в роскошном небоскрёбе и отправляются в наэлектризованный ночной город. Однажды судьба сводит их с загадочной незнакомкой и её свитой — так Алекс и Рауль открывают для себя мир гедонизма, острых ощущений и насилия. Сэмюэл Л. Джексон, Ева Грин и Мария Педраса сыграют в нуарном триллере «Just Play Dead», который поставит временно отвлекшийся от сериалов Гэри Фледер, когда-то снимавший крепкое криминальное кино («Чем заняться мертвецу в Денвере», «Целуя девушек», «Вердикт за деньги»). Герой Джексона — загнанный в угол федералами преступный гений Джек, который решает инсценировать свою смерть, получив с помощью «скорбящей» жены Норы (Грин) $30 млн по страховке и обвинив в своём убийстве её любовника Чада. Но у Норы есть свой план: она решает убить Джека по-настоящему, подставив Чада и получив всю страховку целиком. Аманда Сайфред и Скут МакНэйри возглавили каст романтического триллера о побеге из тюрьмы «Жизнь и смерти Уилсона Шедда» (The Life and Deaths of Wilson Shedd). Фильм ставит по собственному сценарию Тим Блейк Нельсон, съёмки уже стартовали и проходят в Джорджии. Героиня Сайфред — учительница, страдающая в ужасном браке с мужем-абьюзером. Она получает работу в тюрьме строгого режима, влюбляется там в харизматичного заключённого (МакНэйри), и эта влюблённость приводит к катастрофическим последствиям. Мадс Миккельсен получил главную роль в триллере «Сириус» (Sirius) — режиссёрском дебюте известного монтажёра Ли Смита, работавшего с Питером Уиром, Сэмом Мендесом и Кристофером Ноланом (за монтаж «Дюнкёрка» он получил «Оскара»). Сценарий сочинил Тони Мошер («Механик: Воскрешение»). Детали сюжета держатся в секрете — известно лишь, что нас ждёт экшен-триллер, вдохновлённый реальными историями из практики «Сириуса», элитного подразделения ВМФ Дании, патрулирующего побережье Гренландии на всём его протяжении.
18 МАЯ

Цифра дня. «Одиссея» Кристофера Нолана будет на 100 процентов снята на камеры Imax
«Одиссея» Кристофера Нолана станет первым в истории игровым коммерческим фильмом, который будет целиком, на 100 процентов, снят на плёночные камеры Imax. После кассового успеха «Оппенгеймера», собравшего в залах Imax $190 миллионов (это 20% от общей мировой кассы фильма), Нолан решил снять свой следующий фильм полностью на камеры Imax — и поставил перед компанией задачу усовершенствовать своё оборудование. Режиссёр попросил сделать камеры легче и тише, а также ускорить процессы сканирования и обработки 70-миллиметровой плёнки, чтобы появилась возможность смотреть отснятый материал прямо в день съёмок. В Imax пошли Нолану навстречу — глава компании Рич Гелфонд на пресс-ланче в Каннах в четверг рассказал о новых Imax-камерах: «Крис позвонил мне и сказал: “Если вы сможете решить все эти проблемы, я сниму «Одиссею» на 100 процентов в формате Imax”». И мы это сделали. Он заставил нас переосмыслить эту сторону нашего бизнеса, то, что касается наших плёночных рекордеров, наших плёночных камер». В итоге новые камеры стали значительно легче и на 30% тише (и теперь мы наконец-то расслышим у Нолана все диалоги, которые раньше в Imax-фрагментах звучали приглушённо). Все новые камеры пока что задействованы только на съёмках «Одиссеи», но в будущем Imax начнёт сдавать их в аренду другим режиссёрам. В компании уверены, что спрос будет большой.
15 МАЯ

Кинопроба дня. Алексей Герман-мл. готов предложить Михаилу Ефремову кинопробу на одну из ролей в своём фильме об Эйзенштейне
Алексей Герман-мл. пообщался с журналистами на «Ленфильме». Как сообщает ТАСС, среди прочего режиссёр заявил, что готов предложить Михаилу Ефремову поучаствовать в кинопробах на одну из ролей в своём новом проекте — фильме о Сергее Эйзенштейне. Герман-мл. уточнил, что речь идёт не о главной роли: «Не на Эйзенштейна, но я хочу попробовать Михаила, если у него всё будет [хорошо] со здоровьем, на одну из ролей. Это огромный проект. Мы будем делать довольно большие пробы, если дойдёт до съёмок. И есть какой-то пул актёров, которых я очень бы хотел видеть, но их некорректно называть до проб. Будет много известных артистов». Режиссёр считает, что в настоящий момент Ефремов остро нуждается в поддержке: «Миша свою боль, свой страх и свою скорбь, мне кажется, наверное, искупил. <…> Надо его поддерживать и быть за него, надо стараться всегда протягивать руку, а не отталкивать человека. Потому что мы все под Богом ходим». Также Герман-мл. назвал проект об Эйзенштейне «киноманским фильмом», но в то же время рассчитанным на широкий прокат, в том числе международный. Постановщик сообщил, что сейчас идёт работа над сценарием (первый вариант уже готов). По словам Германа-мл., значительная часть картины будет посвящена съёмкам «Ивана Грозного». Режиссёр заявил, что масштаб замысла сравним с «Оппенгеймером» Кристофера Нолана: «По замаху — это туда, в ту сторону». Михаил Ефремов, который отбывал срок за ДТП, повлекшее за собой смерть человека, условно-досрочно освободился из исправительной колонии 9 апреля. Судя по сообщениям в прессе, у актёра серьёзные проблемы со здоровьем, в частности — обострение хронической обструктивной болезни лёгких.
17 АПРЕЛЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
Уходит в небо. Памяти Евгения Доги
На прошлой неделе не стало советского и молдавского композитора, помимо прочего сочинившего музыку к паре сотне фильмов. KNMN под руководством музыкального критика Дениса Бояринова погружается глубоко в творчество мэтра
11 ИЮНЯ

Хлоя Севиньи, нелепые документалисты и пестициды в «Волшебной ферме»
10 ИЮНЯ

Реванш смерти и креативные убийства в «Пункте назначения: Узы крови»
9 ИЮНЯ

Женитьба по глупости и жизнь по трусости в фильме «Всё, что тебя касается»
9 ИЮНЯ