НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Документальное кино - особый жанр киноискусства. Место драматурга здесь занимает жизнь. Тут нельзя выстроить мизансцену, более подробно проработать диалоги главных персонажей, отшлифовать изображение. Глубинное миметическое свойство кинематографа в документалистике выходит на первый план, заменяя собой всё остальное. Перед нами не попытка воссоздания реальности, а сама реальность во всех своих, зачастую негативных, проявлениях. Андрей Тарковский в знаменитой короткометражке братьев Люмьер "Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота" увидел зарождение не столько документального кино, что верно по форме, сколько начало киноискусства в целом. Пожалуй, невозможно представить историю мирового кино без работ Вертова, Грирсона, Флаэрти, а ведь все эти мастера лишь "фиксировали реальность". Сегодня документальное кино не в почёте, причины очевидны - зритель без раздумий выбирает художественные картины. Но, к счастью, есть люди готовые отстаивать и доказывать целесообразность, зачастую необходимость, документального кино. Один из них - Майкл Мур - полный, неуклюжий очкарик, заставляющий отвечать общество на очень нелицеприятные вопросы.

20 апреля 1999 года два подростка, ученики средней школы "Колумбина" небольшого городка Литтлтон застрелили 13 одноклассников. Утром того же дня, за несколько часов до трагедии, они беззаботно гоняли шары в ближайшем боулинге. Американцы испытали очередной шок, усиленный истерией масс-медиа. Майкл Мур делает попытку разобраться в том, что случилось и пытается найти ответ(ы) на главный вопрос - почему это произошло? Режиссёр встречается с десятками людей - родителями погибших ребят, активистами Национальной Стрелковой Ассоциации (убеждёнными сторонниками огнестрельного оружия, необходимого, по их словам, каждому американцу), музыкантом Мэрилин Мэнсоном, школьными учителями, руководством фирмы "Локхид" (крупнейшим в США производителем оружия массового уничтожения), прокурорами, социологами, создателем мультфильма "South Park" Мэттом Стоуном, полицейскими и многими другими. Ответ на поставленный вопрос возможен лишь в случае максимально широкого спектра мнений.

На первый взгляд, главной мишенью для обвинений Мур выбирает современное американское телевидение и НСА. После 11 сентября 2001 года тревожные настроения американцев изрядно усилились, что привело к массовой скупке военной амуниции, огнестрельного оружия, охранных систем. Но главное, по мнению режиссёра, всё же не в этом. "В конце-то концов, - говорит Мур, - это картина не об огнестрельном оружии и не о контроле над ним. Это картина об американском образе мышления, об американской этике, такой, какая она на самом деле". Случившееся в школе Литтлтона всего лишь зеркальное отражение тех глубинных процессов общественного сознания, которые происходят в современной Америке. Когда каждый сам за себя, нет ни чего проще, чем найти очередной громоотвод в виде Бен Ладена, Хусейна, Кастро, Ким Ир Сена.

Вердикт режиссёра не утешителен - американское общество болеет. И правда, наверное, не всё в порядке там, где бесплатно можно получить охотничье ружье, открыв счёт в банке; там, где люди прячут под подушкой "Магнум" 44 калибра; там, где главной новостью месяца объявляется так и не состоявшаяся атака африканских пчёл-убийц; там, где родителям приходиться ездить на работу за сотни километров от дома, оставляя детей без присмотра, получая при этом зарплату, которой не будет хватать на оплату жилья. Несмотря на серьёзность заявленной темы, Муру, каким-то магическим образом, удаётся вызывать улыбки, а порою и смех. Без подобных сатирических вставок просмотр "Боулинга для Колумбины" был бы почти невыносим. Минутное расслабление тут же сменяется жёсткими, неприглядными фактами жизни.

Несмотря на шокирующие факты, вызвавшие бурю эмоций со стороны прессы, телевидения, НСА (беседа Мура с главой ассоциации - живой легендой Голливуда Чарлтоном Хестоном окончилась скандалом, актёр просто прервал интервью не желая выслушивать очень не приятные, но закономерные вопросы), "Боулинг для Колумбины" получил более двадцати международных наград, в том числе, Специальный Приз Каннского фестиваля, и, что в данном случае наиболее важно, "Оскар" в номинации "Лучший документальный фильм".

Майкл Мур с достоинством и неоспоримым талантом выполнил свою миссию документалиста - обозначил проблему, взвесив все "за" и "против". Окончательный вердикт ляжет на плечи зрителя. Секрет международного успеха "Боулинга для Колумбины" достаточно прост. Проблемы поднятые в картине, по сути своей интернациональны. Но, в очередной раз, смотря глянцевую голливудскую безделушку с жизнерадостными героями и трафаретными злодеями, не верьте увиденному. Правда в другом, и она намного сложнее…






КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер