НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Одна из богатейших женщин Америки - Марта Альтаплан, устраивает смотрины среди самых красивых непорочных девушек мира в прямом эфире телевидения. Победительница станет невестой её сына - Мистера Доллара. Целомудрие претенденток будет проверено в студии доктором "Волшебный пальчик". С его помощью на свет появились три генерала, пять сенаторов и много других достойных людей. Счастливой обладательницей самого богатого жениха в мире станет "Мисс Канада". Но семейной идиллии не суждено будет сбыться. Позолоченный детородный орган Мистера Доллара вызовет ужас и отвращение невесты. Она будет отправлена в Европу, где её ожидают многочисленные приключения, от совокуплений на Эйфелевой башне до эротических съёмок в десятках литрах горячего шоколада. А в тоже самое время, на корабле с мятежным названием "Выживший", Анна Планета (капитан судна) и матрос с броненосца "Потёмкин" будут предаваться плотским утехам, развращая и убивая детей.

Нет, это не пересказ галлюциногенных снов наркомана или рассказов обитателей психиатрической лечебницы. Это фильм Душана Макавеева. Режиссёра, обладающего удивительной и редкой в современном кино привилегией - осуществлять свои замыслы в их изначальной форме, не взирая на любые табу и моральные нормы. Вот уже на протяжение двадцати пяти лет ему удаётся снимать животрепещущие картины, балансируя на грани софт-порно и плохого вкуса. В этом смысле, "Сладкий фильм" один из лучших образчиков авторского стиля режиссёра.

Порой, кажется, что фильм распадается на ряд трудно согласуемых, между собой, кусков. Две центральные линии картины - путешествие "Мисс Канады" в Европе и события на судне "Выживший" не являются логическим продолжением или дополнением друг друга. Идя бок о бок на протяжение всего экранного времени, они так и не пересекутся. Мир Макавеева пленит своей абсурдностью (в лучших традициях Кафки, Джойса, Беккета), а потому, любые "что?" и "как?" здесь неуместны. Герои картины настолько нереальны, и алогичны в своих поступках, что зрителю ничего не остаётся делать, как просто наблюдать за тем, что творится на экране. О какой-либо идентификации с персонажами не может быть и речи. Учебники с системой Станиславского заброшены на чердак. Макавеев бьёт не по чувствам, а по разуму. По бессознательным рецепторам нашего Эго. Под личиной шокирующего эпатажа здесь скрывается острая и точечная сатира. Сатира, мишенью которой являются буржуазное общество потребления, человеческая недальновидность, а зачастую и недалёкость, алчность, шовинизм, лицемерие.

По Макавееву, выжить в этом сумасшедшем мире может только сумасшедший. В подтверждение этой не броской мысли, режиссёр предлагает нашему вниманию эпизод с посещением "Мисс Канады" коммуны самых настоящих идиотов. Бедная девушка, уже теряющая спасительную нить между реальностью и вымыслом попадает в общину немецко-говорящих (отнюдь не случайный штришок!) лоботрясов, пьющих мочу друг друга, вызывающих рвотные спазмы прямо во время еды. В место, где вас будут уважать не за интеллект и эрудицию, а за количество фекалий оставленных после ужина прямо на тарелках. Эпизод во многом предопределивший появление догматической картины Ларса фон Триера.

Мистер Доллар (откровенная и жестокая пародия на американский образ жизни) сообщает своей невесте во время облёта его молочной империи - "Карл Маркс убил русского царя во время Первой Мировой войны". Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Американский мультфильм "Анастасия", рассказывающий всем детям мира о жизни и гибели семьи последнего русского императора, не далеко ушёл от вышеприведённой фразы по количеству исторических ляпов. В середине восьмидесятых приближение подобных явлений чувствовали лишь "тонкие" натуры, сегодня это понимает едва ли не каждый. Золотой член Мистера Доллара, с помощью которого он хотел овладеть "Мисс Канадой" - метафора достойная пера Владимира Сорокина. Кроме как, мягко выражаясь, половым актом, то, что делает Голливуд с канадской кинопромышленностью, и не назовёшь. Примеры можно множить.

Матрос с "Потёмкина" не раз признавался Анне Планете в том, что мечтает погибнуть также как и Вакулинчук (один из действующих лиц фильма С. Эйзенштейна "Броненосец "Потёмкин""). Анна не могла не исполнить заветную мечту своего единомышленника и любовника. Лёжа в сотнях килограммах сахарного песка, она закалывает матроса ножом. Сладкая смерть, не правда ли…






КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер