НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Ранний фильм одного из ведущих испанских режиссеров Висенте Аранды. "Цена Клары" (Clara es el precio) в свое время вполне могла претендовать на шокирующий эффект. Аранда в духе времени построил сюжет на порнографии, насилии и бунте.

Снимать кино Аранда начал еще в середине 60-х. К 1975-му, когда появилась "Цена Клары", их было пять. Основная тема уже определилась - скандальное сочетание секса и насилия, но еще не была сформулирована достаточно ярко и сильно. Забегая вперед, можно сказать, что и в Цене Клары этого не произошло. По-настоящему Аранда прославился после того, как нашел Викторию Абриль и взял ее на роль в фильме "Смена пола". До встречи с ним актриса была известна главным образом как популярная телеведущая. Аранда сделал из нее звезду, а сам получил героиню, которой ему не хватало.

Познакомься они на два года раньше, возможно, и "Цена Клары" вышла бы из эмоциональной комы, в которую погружен сюжет, задуманный как водоворот страстей. Главная героиня госпожа Вальвереде снимается в сомнительных кинолентах. Предполагается, что их содержание крайне скандально, хотя оценить это не представляется возможным - в кадре несколько эстетские эротические сцены, а режиссер больше напоминает продвинутого экспериментатора, нежели грязного порнографа. Тем не менее, Клара Вальверде скрывает свою работу от супруга-архитектора. Аранда отметился в обширной коллекции сюжетов о двойной жизни. Его Клара, как и бунюэлевская дневная красавица, как и Вероника Кислевского, не удовлетворена благообразным буржуазным существованием. Жизни необходима темная сторона, острые сексуальные ощущения, привкус аморальности. Такие тайны созданы для шантажа. Однажды муж получает шанс заключить договор на большой проект. Знаменитый колумбийский миллионер приезжает в Испанию. Выясняется, что почтенный господин одержим прихотливыми сексуальными фантазиями: он собирает эротические предметы. Пара мошенников решает нажиться, предложив ему Клару. Они шантажируют скандальной пленкой и одновременно пробуют подкупить ее, чтобы заставить покориться. Загнанная в угол девушка узнает к тому же, что ее лучшая подруга спала с господином Вальвереде. Тем не менее, только у него Клара пытается получить поддержку и спастись от домогательств. Однако в итоге защиты найти оказывается не у кого. Ее предают и муж, и лучший друг-режиссер. Остается последняя возможность - взбунтоваться против обидчиков. Мораль: женщина не вещь, и попытка торговать ею может привести к летальному исходу. Долой сексуальную деспотию!

Попытка Аранды скрестить психоделическое кино с горячей любовной драмой и социальной проблематикой вышла пресноватой. Там, где нужна страсть, оказывается лишь ее бледная тень; где предполагается погружение в медиативные видения - только медлительная многозначительность; где должен быть четкий манифест, слышно одно невнятное мычание или общие места. Ни по-настоящему драматической сцены, ни шокирующей порнографии, ни захватывающего триллера, ни общественного пафоса. Кино дышит ледяной созерцательностью, живет по сухому математическому расчету. Впрочем, Аранда вообще известен необычной для испанского кинематографиста вялостью темперамента.

Цена у Клары невысока, но, тем не менее, разбирать излюбленные продвинутыми европейскими режиссерами 70-х мотивы по ней очень удобно и поучительно. Они даны в чистом виде и напоминают детский конструктор - такой же угловатый и неказистый, зато полезный для общего развития.






КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер