НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Новый фильм Киры Муратовой - всегда событие. Тут действует своя, неподвластная коммерческим выкладкам логика. Событие это, прежде всего художественной значимости; да и может ли быть иначе, когда на экраны выходит свежая картина живого классика (Муратова – тот случай, когда бояться громких эпитетов не стоит). Но радость, связанная с сим фактом, как никогда граничит с тревожным ожиданием и волнением, рождающим множество вопросов – получилось ли? станет ли фильм чем-то новым для самого режиссёра? и т.д. Попробуем разобраться.

Анна Сергеевна и Люба – женщины в возрасте. Первая вдовица находит утешение в еженедельных встречах с многочисленными друзьями, верным псом Микки, почти никогда не выпускаемом из рук (благо – собачка миниатюрная) и воспоминаниями о былых временах, когда покойный муж зарабатывал внушительное наследство. Люба же находится в активном жизненном поиске. Встречается с мужчинами через объявления в газетах, надеясь встретить человека способного пробудить в ней позабытые чувства. Материальная обеспеченность двух дам, помогает им не думать о дне насущном. Их интересуют куда более тонкие субстанции и отношения. Не всё так просто у настройщика роялей Андрея. С одной стороны, любимая женщина Лина скрашивает грустные будни, с другой – избалованная богатыми родителями она постоянно требует от жениха денег. Да и проживание на чердаке (пусть и обустроенном) не может удовлетворить запросов девушки. Случайно подслушанный разговор в продуктовом магазине сводит Андрея с аристократками современного быта - Анна Сергеевна желает настроить инструмент. Со временем настройщик становится близким другом вдовиц, выступая переговорщиком в их милых ссорах, а в дальнейшем и поверенным лицом для получения (если это случится) выигрыша по банковским облигациям. Только вот Лина не одобряет подобный альтруизм, ежедневно предлагая Андрею разные варианты умерщвления состоятельных дам. 

В основу сюжета были положены воспоминания начальника Московского уголовного сыска Аркадия Кошко (в 1913 году на конгрессе криминалистов в Швейцарии он был признан лучшим сыщиком мира). Изюминкой фильма является временной перенос событий – актуальная для начала века махинация, разыгрывается в современной Одессе. Это создаёт редкую гармонию остранения и правды жизни. Искусно конструируемый на экране мир пленит своей узнаваемостью вкупе с фирменным муратовским абсурдизмом. В одной из сцен, где смысловая артиллерия слов достигает апогея, Анна Сергеевна не выдерживает и выходит из кадра с репликой – «Ха, какой глупый текст!». Замечание сделанное скорее не персонажем, а актрисой – Аллой Демидовой. Даже Рената Литвинова – не расстающаяся со своим фирменным образом при каждом появлении на экране – вынуждена существовать здесь в рамках единого кинематографического дискурса, созданного режиссёром. Спайка повседневности и безвременья, банальности и кинематографических открытий, крупных планов и вышколенной массовки служит хорошим подспорьем для появления уникальной атмосферы, в которую погружаешься быстро и незаметно. Благодаря чему быстротечность двух с половиной часов экранного времени (внушительный хронометраж даже для арт-кино) ощущаешь лишь по окончанию просмотра.

В предыдущих нарочито экспериментальных «Чеховских мотивах» и «Второстепенных людях» Муратова работала с актёрами, как умелый скульптор, творя из глины любые удобные для себя фигуры. Персонаж поглощал исполнителя, делал его вторичным по отношению к себе. Иначе дело обстоит в «Настройщике». Алла Демидова, Георгий Делиев, Рената Литвинова, Нина Русланова создают ярчайшие образы, впечатывающиеся в память на многие дни вперёд. Актёрские работы здесь важны сами по себе, самоценны без привязки к сюжету. Игра комика Делиева приятно удивляет своей вдумчивостью и утончённостью; Литвинова, до этого играющая исключительно Литвинову, по-настоящему перевоплощается в Лину – фактически центральную героиню всей истории; примы Демидова и Русланова устраивают в некоторых сценах настоящее one man show. Актёры лицедействуют на полную катушку, в лучшем смысле этого слова.

Муратова в кои-то веки сделала зрительское кино. Конечно, речь не идёт о режиссёрских уступках на потребу публики. Кира Георгиевна верна себе. Но между тем, фильм имеет реальные шансы не просто порадовать верных почитателей уникального муратовского кинематографа, но и привлечь в свой лагерь новых ренегатов. «Настройщик» - прекрасная отправная точка для глубокого погружения в миры этой выдающейся женщины.

 






КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер