НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Рецензия на фильм «Эрос»

Станислав Никулин, 16 июня 2005, 23:00:00

В последние несколько лет, казалось бы, отживший свой век жанр киноальманаха вновь набирает силу. То Вим Вендерс предложит отдать дань памяти короткометражке Герца Франка «Старше на десять минут», собирая под свои знамёна крупнейших европейских режиссёров, то неугомонный Ларс фон Триер сорганизует впечатляющий калейдоскоп «Образы Европы». Чувствуя подобные настроения, продюсеры предложили поразмышлять на тему любви (как платонической, так и плотской) трём самобытным авторам из разных концов света – американского вундеркинда Стивена Содерберга, гонконгского маэстро Вонга Кар-Вая и патриарха мирового кино Микеланджело Антониони.

Каждый из режиссёров по-своему осмыслил и представил сложную и открытую для интерпретаций категорию эроса. Антониони рассказал полную метафор историю о паре, чьим отношениям приходит конец. Сюжетная фабула (поездка по острову, выяснения отношений, встреча с незнакомкой, обнажённые танцы на пляже) здесь вторична по отношению к красивым пейзажам и некоторым диалогам (сценарий писал Тонино Гуэрра). Под прицелом Содерберга оказывается одна из священных коров американского образа жизни – приём у психоаналитика. В то время как пациент делится своими переживаниями, связанными с навязчивым сном в котором фигурирует не земной красоты женщина, доктор высматривает в бинокль кого-то в доме по соседству. Кар-Вай продолжает работать в стилистике «Любовного настроения» и «2046». Снова 60-е, отель, сигаретный дым и операторские изыски Кристофера Дойла. Портной влюбляется в проститутку, для которой шьёт одежду. Это чувство он пронесёт через всю жизнь. Пройдут годы, а он по-прежнему будет помнить её прикосновения во время их первой примерки.

Из всех трёх новелл главным сюрпризом, пожалуй, станет работа Содерберга. Впервые режиссёр настолько откровенно иронизирует, смеётся, подшучивает. В отличие от своих коллег по альманаху он создаёт почти универсальный фильм. Такой бы мог существовать самостоятельной жизнью или спокойно влиться в другие совместные проекты. Любовь тут, безусловно, есть, но выглядит скорее как необходимая уступка заявленной в названии теме. Кар-Вай всё так же хорош, демонстрируя весь арсенал своего фирменного стиля. Подобное постоянство не может не радовать, но в то же время появляется ощущение своеобразного deja vu. Хочется верить, что в ближайшем будущем Кар-Вай откроет для себя новые горизонты. Любая новая работа Микеланджело Антониони уже явление, требующее к себе самого пристального внимания. Получилось не без просчётов, с претензий на дешёвую глубокомысленность, но сам факт возвращения 92-летнего полупарализованного классика в мир кино вызывает уважение и трепет.

Сила подобных киноальманахов равно пропорциональна их главной слабости. С одной стороны, зритель имеет редкую возможность увидеть работы знаменитых режиссёров «в одном флаконе»; с другой же, никакие 40-минутные новеллы не заменят полнометражного фильма. Но возможность лицезреть в неизвестном доселе амплуа Содерберга, оценить новеллу Антониони и посмотреть очередной визуальный мастер-класс Кар-Вая перевешивает любые аргументы «против».






КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер