12 августа 1810 года указом Александра I был основан Лицей для «образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной». Воспитанники нового учебного заведения безотлучно находятся в Царском Селе, что под Санкт-Петербургом, где постигают новые предметы и науки. Самому старшему из них 18, младшему – 14 лет. Тон задаёт компания друзей: князь Александр Горчаков, Константин Данзас, барон Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер, Иван Пущин и Александр Пушкин. Эти лицеисты всегда на виду, в центре различных мини-скандалов, разоблачений и первых бунтов. Директор Лицея Малиновский смотрит на проделки и шалости мальчишек сквозь пальцы, прекрасно понимая, что на его глазах растёт новое поколение российской интеллигенции. Привычный ход лицейских будней нарушает ряд кровавых убийств. Молва нарекает убийцу Царскосельским душегубцем. Пока следователь Борзюк ведет дознания, пытаясь понять логику преступника, шестеро друзей волей-неволей становятся участниками разыгрывающейся драмы…
Идея (если верить титрам, она принадлежит Александру Роднянскому) фильма о юношеских годах выдающихся людей XIX века, основанного к тому же на реальных событиях – сама по себе замечательна и любопытна. Вряд ли молодёжная аудитория (а фильм, что очевидно, рассчитан прежде всего на молодёжь) наслышана о Данзасе, Дельвиге или Пущине, но даже троечник-школяр что-то слышал об Александре Горчакове, Вильгельме Кюхельбекере и конечно же Александре Сергеевиче Пушкине. Просветительский запал авторов – учить, развлекая – вызывает лишь одобрение. На фоне отечественной кинопродукции, адресованной зрителям от 16 до 25 лет, «18-14» выглядит чинно и благородно: красочные пейзажи Царского Села, одежда, манеры, обязательное «господа!». В тоже время, подобная эксклюзивность заставляет говорить не по форме, а по сути увиденного. Удачный замысел не гарантирует удачного фильма; идея – лишь первотолчок, указывающий вектор движения. Дебютант Пуустумаа выбрал правильный путь, но растерялся, дойдя до первого драматургического перекрёстка.
Камнем преткновения для режиссёра становится детективная линия, которая, видимо, должна была стать цементирующей основой всего повествования, но на деле оказалась необязательной добавкой к истории превращения мальчиков в юношей. Кажется, Пуустумаа до конца так и не решил, что именно он хочет показать зрителям – детектив в стиле Акунина или же комедийные приключения в духе серии ЖЗЛ. Царскосельский душегубец будет разоблачен, но как-то походя, между делом, в «перерыве на обед». Имело ли смысл играть в расследование, когда можно было сосредоточиться на становлении молоденьких Пушкина и Ко? Режиссёр попытался доказать, что имело, но верится в это с трудом.
В декабре 2006-го канал СТС презентовал фильм о современной молодежи «Жара», в декабре 2007-го – исторический детектив на основе реальных событий XIX века. При всех огрехах «18-14» это очевиднейший шаг вперед. Осталось дождаться декабря 2008-го.