НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Рецензия на фильм «Джентльмены, удачи!»

Сергей Синяков, 26 декабря 2012, 23:00:00

Работа у детского аниматора Леши Трешкина (Сергей Безруков) веселая, а жизнь грустная. Подруга демонстрирует высокий сучий пилотаж, изменяя герою с рекламным человеком-хотдогом. А если обращает на сожителя остаточное внимание, то лишь с тем, чтобы принудить его сбрить усы, предмет особой (и необоснованной) гордости владельца. Работодатель, не умея, видимо, абстрагироваться от фамилии сотрудника, когда натыкается на нее в ведомостях, платит Трешкину по 3000 руб. за новогодний корпоратив. Одна скромная радость — без усов Трешкин оказывается один к одному похож на рецидивиста Смайлика (Сергей Безруков), потырившего в Питере казахские золотые доспехи, «бесценные, как любовь». Где скрывается Смайлик, не в курсе ни милиция в привлекательном лице актрисы Марины Петренко, ни, что хуже, авторы картины. Но точно известно, что его подельники Шатун (Гоша Куценко) и Муха (Антон Богданов) по глупости чалятся в египетской тюрьме. Туда и засылают Трешкина — разыграть из себя все такого же отмороженного, но схлопотавшего частичную амнезию после удара головой Смайлика и выяснить, куда в итоге дели раритет.


Как и в случае с сиквелом «Иронии судьбы», от нового бекмамбетовского проекта (где автор «Дозоров» выступил в качестве продюсера, что не принципиально) взволнованные любители советской киноклассики ждут святотатства, заранее подкапливая яду в поджелудочной. Не факт, что дождутся. Создателям картины то ли достает скромности (то ли не хватает авторских прав), чтобы отказаться от наиболее тупого подхода, подразумевающего прямое цитирование чеканных формулировок вроде «Украл — выпил — в тюрьму». Вместо этого используется прием, который в стихосложении называется «неправильной рифмой»: все разбросанные по фильму ссылки на оригинал намеренно кривоваты. Куценко не сипит (при том, что сипеть, как мы знаем, умеет неплохо), как Вицин, а заикается. Венера Милосская, чьей грудью в классическом варианте любуется, эстетствуя в халате, Косой-Крамаров, переехала в ремейк на правах криминального жаргонизма, обозначающего «убийство с последующей расчлененкой». Возрастной ценз «Джентльменов» меж тем составляет +6 лет, и есть, конечно, искушение с позиции буки поинтересоваться, как бы продюсеры объяснили соль шутки собственным малым детям. При этом фразу «У нас в стране самые приличные люди — воры» как-то дополнительно растолковывать не надо и грудничкам. Полезные же детворе житейские советы типа «От свеклы кишечник лучше работает» и «Не грызи ногти — глисты будут» (эта высказанная к месту гигиеническая мудрость сыграет важную драматическую роль в финале) и вовсе можно только приветствовать.

Не копируя и не омрачая светлый образ фильма Александра Серого и оказываясь даже где-то оригинальным произведением (ведь не в каждом новогоднем блокбастере чуть ли не напрямки цитируется балабановский «Кочегар», например), остросюжетная комедия «Джентльмены, удачи!» плоха лишь тем, что не то что острым, но и сколько-нибудь внятным сюжетом похвастать не может и не слишком смешная. Богатыри не мы, дебютирующие как сценаристы монтажер Владимир Нагорный и блогер Слава Сэ — не Георгий Данелия и Виктория Токарева. Что до актера Безрукова, который вовсе не так плох, как его малюет народная молва, то он, отдавая себе отчет в скромности комического дара, давать Леонова не пытается, а (примерно как Де Ниро в «Анализируй это») на правах автошаржа воспроизводит Сашу Белого. И если кому и переживать по поводу неаккуратного обращения с классикой, то разве только адептам сериала «Бригада», вполне, как мы знаем, многочисленным.






КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер