НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Rock Well. Сэм Рокуэлл и его роли

Дмитрий Гнедич, 4 февраля 2018, 18:04:00 27
В связи с выходом драмы «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», где Сэм Рокуэлл сыграл одну из лучших своих ролей, «Киномания» решила дополнить двумя фильмами подборку лучших работ актера, составленную к его 45-летию Дмитрием Гнедичем.

«ЛУГОВЫЕ СОБАЧКИ» (1997)

Реж. Джон Дайган 

Пасторальный американский пригород, огороженный от довольно чумазой провинции забором. Семья Стокардов здесь новенькие. Папа Мортон (Кристофер МакДональд) намерен баллотироваться в городской совет, мама Клэр (Кэтлин Куинлан) пускает под юбку местного холённого крепыша, а десятилетняя дочь Девон (совсем ещё ребёнок Миша Бартон) воет на луну (в прямым смысле слова) и изображает образцового скаута напополам с Красной шапочкой, которая, как известна, тоже бродила по лесу с выпечкой. Здесь Девон натыкается на фургончик местного косильщика газонов, простака Трента (Сэм Рокуэлл). После небольшой притирки они становятся лучшими друзьями. Парень держит в уме разницу в возрасте новой родственной души, потому связь эта — абсолютно целомудренная — большой секрет для всех окружающих, которые обязательно поймут всё не так. 

Провокационный (почти!) магический реализм. Должен был быть про обречённую дружбу, а получился очередной удар под дых благополучной одноэтажной Америке, бьющий туда же, куда и другая сельская живность — «Соломенные псы». Сэм Рокуэлл впервые играет главную роль, заявляя своё главное экранное амплуа и актёрский метод. Он чуть позже научится доставать из себя инородных героев, а пока играет, как дышит. Таких героев, которые, когда жарко, ходят в грязной майке, а чуть похолодает — в клетчатой рубашке, у него за четверть века наберётся с десяток, но газонокосильщик из «Луговых собачек» останется первым и самым чистым.

«МЕДВЕЖАТНИКИ» (1998)

Реж. Джон Хамбург 

Вокальный дуэт бездарей-лузеров Эдди (Стив Зан) и Сэма (Сэм Рокуэлл) принимают за профессионалов-медвежатников. Парни достаточно тупы, чтобы заглотить наживку подошедшего к ним в баре мужчины. Тот такой же непроходимый, потому — уверенный в результате — рассказывает им о сейфе в подвале одного пенсионера. Потом ребятам придётся познакомиться с еврейским мафиози Большим Толстым Берни Гейлом, ради которого и старался тот парень в баре. Авторитет ставит их на счётчик — три сейфа за неделю, адреса прилагаются. Настоящие медвежатники, кстати, ходят по тем же домам. 

Крайне симпатичная комедия, посмотрев которую, без труда определишь год выпуска. Болтовня про креветки, самых желанных актрис (шутка созревает при упоминании Шелли Дювалл) или кто умнее — свиньи или еноты — иссякнет к нулевым, а пока цветёт и не замолкает, эхом отражаясь от тарантиновских первоисточников. Придумавший и поставивший «Медвежатников» Джон Хамбург, который позже напишет аж пять комедий для Бена Стиллера, выводит весь этот лепет на первый план, скрещивая метод Тарантино с повадками другого болтуна — Вуди Аллена. От последнего здесь полная уверенность, что в конце диалога не прозвучит выстрел и всепрощающая рефлексия, которую каждый участник выворачивают по-своему. С актёрами здесь вообще полный порядок. Марк Руффало носит дурацкие усы и страдает от любви с магнитофоном над головой. Пол Джаматти танцует робота, носит самые блестящие (они действительно блестят) спортивные костюмы и шёпотом признаётся сыну мафиози, что его настоящее имя Саша. Харви Фирштейн и Майкл Лернер бессовестно сводят свой народ к стереотипу. Киллер Питер Динклэйдж тащит за собой кувалду, чтобы расправиться с заказанными ему героями. А Зан и Рокуэлл с ошалелым видом наблюдают, как их коллеги вырывают друг у друга эпизод за эпизодом. Последний выдаёт свой самый смешной вокальный номер, бормоча под нос «Walk of Life» Dire Straits.

«ПРИЗНАНИЯ ОПАСНОГО ЧЕЛОВЕКА» (2002)

Реж. Джордж Клуни 

Экранизация мемуаров Чака Бэрриса, «самого отвратительного и коварного человека на телевидении», новатора в сфере игровых телешоу, опустившего планку морали на невиданно низкий уровень, и, как оказалось, человека-загадки международного масштаба. Протагонист (Сэм Рокуэлл) начинал с сочинения эстрадных хитов, весьма в этом преуспел, потом пошёл на ТВ, где слегка забуксовал и был подхвачен спецслужбами в лице усатого Джорджа Клуни. В «ящике» он настойчиво разжимает духовные скрепы, почуяв, что зрителю нравится дурак в кадре, а в свободное от основной профессии — иногда удаётся с успехом совмещать два занятия — время убивает по заказу ЦРУ, мотаясь от Мексики до Финляндии. 

Автобиография Бэрриса — очень странная исповедь, а сам Чак — страшно ненадёжный рассказчик, к тому же ещё и с вредной привычкой преувеличивать, приобретённой под светом софитов. Где заканчивается правда и начинается ложь, кажется, так до конца никто и не понял. Джордж Клуни, для которого фильм стал дебютом в режиссуре, рассказывал, что долго решался подойти к реальному Бэррису, который контролировал съёмки, чтобы спросить, на самом ли деле тот убивал людей, но так и не решился. Такие книжки обычно пишут леваки-хиппи, эволюционировавшие в университетских профессоров литературы, и проходят они по ведомству параллельной истории либо психоделическо-параноидальных комиксов, на которых специализируются модные контркультурные издательства. Сценарий Чарли Кауфмана был готов в 1997 году и пока Клуни не взял инициативу в свои руки (изначально он собирался лишь играть вербовщика Бэрриса), летал над Голливудом по замечательной цепочке: Кёртис ХэнсонП. Дж. ХоганСэм МендесДэвид ФинчерДаррен АронофскиБрайан Де ПальмаБрайан Сингер. Со сменой рулевого менялась и звезда проекта: Шон ПеннМайк МайерсРассел КроуКевин СпейсиЭдвард Нортон, Бен Стиллер. На стадии пре-продакшна проект очутился с Джонни Деппом в главной роли (режиссёром тогда значился Сингер), но потом пришёл Клуни и утвердил Рокуэлла, с которым они только что снялись в «Добро пожаловать в Коллинвуд». Начинающий постановщик Клуни позже никогда не ставил перед собой таких сложных задач и, возможно, поэтому преуспел в режиссуре. Известно, что Чарли Кауфман ненавидит фильм, называя Клуни чуть ли не трусом. Тот же оправдывается, что, следуй он букве и духу исходника, не видать им студийных денег, и отчаянно изображает автора с сорванной резьбой. Сил хватает на интеллигентское хулиганство, когда в рамках одного кадра радуются жизни и заносят гроб за угол, а на разгребание по-настоящему горячих углей режиссёр бросает Рокуэлла, играющего убийцу, чей главный грех — работа на телевидении.

«АВТОСТОПОМ ПО ГАЛАКТИКЕ» (2005)

Реж. Гарт Дженнингс 

"Маленький человек" Артур Дент (Мартин Фриман) успешно переживает конец света (точнее, запланированный снос Земли) с помощью своего друга-живчика Форда Префекта (Мос Дэф). Рикошетом от противной инопланетной расы вогонов парочка оказывается на космическом корабле с Президентом Галактики Зафодом Библброксом (Сэм Рокуэлл), милой девушкой Тришей (Зуи Дешанель) и депрессивным роботом Марвином. Экипаж держит курс на планету Магратея, где похожий на рок-звезду Зафод надеется получить ответ на Главный Вопрос Жизни, Вселенной и Вообще. 

Режиссёр великих клипов «Coffee & TV» Blur и «Imitation of Life» R.E.M. Гарт Дженнингс (половинка творческого союза Hammer & Tongs, вторая, Ник Голдсмит, значится в фильме продюсером) снял адекватную экранизацию неадекватного первоисточника. Режиссёрская должность в проекте переноса на экран одной из самых популярных фантастических книг западной цивилизации — должность априори расстрельная; недаром Спайк Джонзи, когда ему предложили этим заняться, перевёл стрелки на коллег Hammer & Tongs. Продюсеры ра