«ЛУГОВЫЕ СОБАЧКИ» (1997)
Реж. Джон Дайган
Провокационный (почти!) магический реализм. Должен был быть про обречённую дружбу, а получился очередной удар под дых благополучной одноэтажной Америке, бьющий туда же, куда и другая сельская живность — «Соломенные псы». Сэм Рокуэлл впервые играет главную роль, заявляя своё главное экранное амплуа и актёрский метод. Он чуть позже научится доставать из себя инородных героев, а пока играет, как дышит. Таких героев, которые, когда жарко, ходят в грязной майке, а чуть похолодает — в клетчатой рубашке, у него за четверть века наберётся с десяток, но газонокосильщик из «Луговых собачек» останется первым и самым чистым.
«МЕДВЕЖАТНИКИ» (1998)
Реж. Джон Хамбург
Крайне симпатичная комедия, посмотрев которую, без труда определишь год выпуска. Болтовня про креветки, самых желанных актрис (шутка созревает при упоминании Шелли Дювалл) или кто умнее — свиньи или еноты — иссякнет к нулевым, а пока цветёт и не замолкает, эхом отражаясь от тарантиновских первоисточников. Придумавший и поставивший «Медвежатников» Джон Хамбург, который позже напишет аж пять комедий для Бена Стиллера, выводит весь этот лепет на первый план, скрещивая метод Тарантино с повадками другого болтуна — Вуди Аллена. От последнего здесь полная уверенность, что в конце диалога не прозвучит выстрел и всепрощающая рефлексия, которую каждый участник выворачивают по-своему. С актёрами здесь вообще полный порядок. Марк Руффало носит дурацкие усы и страдает от любви с магнитофоном над головой. Пол Джаматти танцует робота, носит самые блестящие (они действительно блестят) спортивные костюмы и шёпотом признаётся сыну мафиози, что его настоящее имя Саша. Харви Фирштейн и Майкл Лернер бессовестно сводят свой народ к стереотипу. Киллер Питер Динклэйдж тащит за собой кувалду, чтобы расправиться с заказанными ему героями. А Зан и Рокуэлл с ошалелым видом наблюдают, как их коллеги вырывают друг у друга эпизод за эпизодом. Последний выдаёт свой самый смешной вокальный номер, бормоча под нос «Walk of Life» Dire Straits.
«ПРИЗНАНИЯ ОПАСНОГО ЧЕЛОВЕКА» (2002)
Реж. Джордж Клуни
Автобиография Бэрриса — очень странная исповедь, а сам Чак — страшно ненадёжный рассказчик, к тому же ещё и с вредной привычкой преувеличивать, приобретённой под светом софитов. Где заканчивается правда и начинается ложь, кажется, так до конца никто и не понял. Джордж Клуни, для которого фильм стал дебютом в режиссуре, рассказывал, что долго решался подойти к реальному Бэррису, который контролировал съёмки, чтобы спросить, на самом ли деле тот убивал людей, но так и не решился. Такие книжки обычно пишут леваки-хиппи, эволюционировавшие в университетских профессоров литературы, и проходят они по ведомству параллельной истории либо психоделическо-параноидальных комиксов, на которых специализируются модные контркультурные издательства. Сценарий Чарли Кауфмана был готов в 1997 году и пока Клуни не взял инициативу в свои руки (изначально он собирался лишь играть вербовщика Бэрриса), летал над Голливудом по замечательной цепочке: Кёртис Хэнсон, П. Дж. Хоган, Сэм Мендес, Дэвид Финчер, Даррен Аронофски, Брайан Де Пальма, Брайан Сингер. Со сменой рулевого менялась и звезда проекта: Шон Пенн, Майк Майерс, Рассел Кроу, Кевин Спейси, Эдвард Нортон, Бен Стиллер. На стадии пре-продакшна проект очутился с Джонни Деппом в главной роли (режиссёром тогда значился Сингер), но потом пришёл Клуни и утвердил Рокуэлла, с которым они только что снялись в «Добро пожаловать в Коллинвуд». Начинающий постановщик Клуни позже никогда не ставил перед собой таких сложных задач и, возможно, поэтому преуспел в режиссуре. Известно, что Чарли Кауфман ненавидит фильм, называя Клуни чуть ли не трусом. Тот же оправдывается, что, следуй он букве и духу исходника, не видать им студийных денег, и отчаянно изображает автора с сорванной резьбой. Сил хватает на интеллигентское хулиганство, когда в рамках одного кадра радуются жизни и заносят гроб за угол, а на разгребание по-настоящему горячих углей режиссёр бросает Рокуэлла, играющего убийцу, чей главный грех — работа на телевидении.
«АВТОСТОПОМ ПО ГАЛАКТИКЕ» (2005)
Реж. Гарт Дженнингс
Режиссёр великих клипов «Coffee & TV» Blur и «Imitation of Life» R.E.M. Гарт Дженнингс (половинка творческого союза Hammer & Tongs, вторая, Ник Голдсмит, значится в фильме продюсером) снял адекватную экранизацию неадекватного первоисточника. Режиссёрская должность в проекте переноса на экран одной из самых популярных фантастических книг западной цивилизации — должность априори расстрельная; недаром Спайк Джонзи, когда ему предложили этим заняться, перевёл стрелки на коллег Hammer & Tongs. Продюсеры разобрались в нюансах и пошли, ради визуализации дугласадамсовской иронии и фантазии, по клипмейкерам. Дженнингсу спасибо за смелость и такт, ведь такие снаряды часто падают за границами хорошего вкуса. Поклонники худлит-оригинала снисходительны, но толерантны. Сэм Рокуэлл выдаёт свой самый шумный бенефис, украв все сцены, в которых участвовал. Сейчас бы такое отдали играть Расселу Брэнду, но Сэм куда шире узкой эксцентричной специализации, потому есть лёгкость в движениях. Эффект, как после пангалактического грызлодёра. К счастью, эту краску Рокуэлл достаёт нечасто — опасная практика, несколько талантливых актёров сгорело.
«СНЕЖНЫЕ АНГЕЛЫ» (2007)
Реж. Дэвид Гордон Грин
«Снежные ангелы» — прощание Дэвида Гордона Грина с собственной режиссёрской молодостью. Автор «Всех настоящих девушек» и «Подводного течения» снова ищет поэзию в затрапезном быте уставших провинциалов, ни разу не произнося оскорбительное «лузеры». И находит, но не так убедительно, как в ранних работах. Первая половина фильма, более интимная и тихая, ещё в рифму, но после рокового события всё разлетаются по углам, а Грин ползает по полу, собирая впопыхах осколки. Те, кого сторонники архисюжета и большого стиля называют «инди-нытиками», с большими эмоциями справляются плохо; для этого у них обычно заготовлен пост-рок на саундтреке. Отработав породу «инди»-бытовухи, Грин переметнулся в жанр марихуановой комедии («Ананасовый экспресс: Сижу, курю», «Храбрые перцем», сериал «На дне»), откуда только недавно вернулся свежим и отдохнувшим. Рокуэллу он доверил произвести пару точных выстрелов с близкого расстояния, открывающих и закрывающих фильм. Через шесть лет актёр сыграет свой лучший образ реднека с огнестрелом в «Единственном выстреле». Без «Снежных ангелов» этого бы у него не получилось.
«ЛУНА 2112» (2009)
Реж. Данкан Джонс
По Куарону, как известно, одиночество в космосе — очевидное место для подвига. Но Данканом Джонсом, запершим Сэма Белла-Рокуэлла тоже в зоне видимости Земли, движут иные побуждения. Для него, автора более молодого (чем Куарон) и, видимо, более рефлексирующего, командировка на Луну — идеальный полигон для испытания человека паранойей и осознанием собственной ничтожности. Отсюда Джонс, однако, лишь стартует, а приземляется неподалёку от «Гравитации» с её героизмом «настоящего человека», только с вывернутой наизнанку моралью: когда потребность в подвиге сведена к нулю, человек становится лишь деталью механизма с расширенными полномочиями. Неприятный вердикт, режет по живому. Центральный и единственный образ писался специально под Рокуэлла и позволил ему выдать лучшую на сегодня свою роль.
«ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЫСТРЕЛ» (2013)
Реж. Дэвид М. Розенталь
Ничего лишнего, кроме двухчасового хронометража. И ничего личного. Холодная криминальная драма, от которой хочется закутаться в тёплое одеяло и напиться чая с вареньем. История с полей Кормака МакКарти (в основу сценария положен роман Мэттью Ф. Джонса, которому никогда не везло с экранизациями), но режиссёр Розенталь, с которым писателю тоже не очень повезло, заблудился в угрюмой натуре. Времени хватает лишь на то, чтобы пробубнить что-то дежурное про грехи и озвучить проползающую мимо драму атмосферной музыкальной «зубной болью» исландца Атли Орварссона. Рокуэллу это не мешает окончательно приватизировать «клетчаторубашечный» образ, развитый в «Снежных ангелах» и «Приговоре» (картине амбициозной, но чересчур надрывной и неизобретательной). Эту актёрскую подачу легче всего сравнить со скупым ветеранским кантри, без лишних струн и нот. Очень «взрослая» работа и единственный веский довод, чтобы пережить «Единственный выстрел».
«ДОРОГА, ДОРОГА ДОМОЙ» (2013)
Реж. Нэт Фэксон, Джим Раш
Совместный режиссёрский дебют Нэта Фэксона и Джима Раша, два года назад награждённых «Оскаром» за сценарий «Потомков» Александра Пейна. Выглядит, как стереотипная американская «история взросления», какие Голливуд отгружает ежегодно и не всегда ограниченным тиражом. Всё на своём месте: неловкий герой-одиночка, мамин ухажёр — почти мерзавец, девочка в розовых шортах из дома напротив, её мама, на роль которой обычно берут лучшую в ансамбле, лето, солнце, вода и далее по списку. Детальки старого конструктора сложились в, возможно, самый тёплый и душевный фильм года, который не портит ни предсказуемость, ни местечковость. Всё это в полной мере относится и к Рокуэллу, который, кажется, впервые в жизни играет на сто процентов положительного героя. Так играть такие роли, когда к пятидесяти ты ближе, чем к тридцати — огромный талант.
«7 ПСИХОПАТОВ» (2012)
Реж. Мартин МакДона
В удушливом Лос-Анджелесе сценарист Марти балансирует между выпивкой и мечтами дописать скрипт всей своей жизни — «Семь психопатов». Марти уже практически привык к состоянию, когда выпивка неуклонно кончается, а сценарий стоит на месте, но из «зоны комфорта» его выводит лучший друг Билли, зарабатывающий на жизнь похищением собак с последующим их возвращением за гонорар. Вместе с подельником Гансом, таинственным и глубоко религиозным человеком, Билли похищает ши-тцу местного гангстера Чарли Костеллло, славящегося неуравновешенным характером и немотивированными убийствами. Слухи в Городе ангелов разносятся быстро, и Марти, Билли и Гансу придется много поездить и вообще приложить массу усилий, чтобы хоть как-то повысить свои шансы на выживание.
Мартин Макдона — настоящий драмеди-гуру и мастер по сочетанию горького и смешного. Обложив свою вторую работу тоненькими веревочками, Макдона в нужный момент дергает за все разом, и с монолитного, но вполне жанрового произведения срываются одежды, обнажая чуть ли не буддистскую притчу. Хотя глубокомысленные взгляды в бездну смысловой нагрузки вовсе не обязательны: ирландский постановщик не запрещает зрителю развлекаться на свое усмотрение. Сэм Рокуэлл ухитряется блистать даже на фоне выпуклых персонажей Колин Фаррелла, Кристофера Уокена и Вуди Харрельсона, находя кратчайший путь между экраном и вниманием зрителя. А меткие реплики Билли давным-давно просятся в сборник цитат уменьшенного формата, который можно положить в нагрудный карман и везде таскать с собой. (Максим Бугулов)
«УДУШЬЕ» (2008)
Реж. Кларк Грегг
Виктор Манчини — человек во всех отношениях непростой. Он работает актером-реконструктором в тематическом парке, посвященном Америке Колониального периода, страдает/наслаждается сексоголизмом и оплачивает лечение больной болезнью Альцгеймера матери, виртуозно исполняя один и тот же трюк. В ресторане Виктор притворяется, что подавился куском пищи, позволяя «спасти» себя. Штука в том, что впоследствии «спасители» вместе с открытками и вопросами о самочувствии Манчини также шлют денежные чеки. В окружении подобной «рутины» Виктор пытается узнать хоть что-нибудь о своем отце, но его поиски разбиваются о прогрессирующую болезнь матери.
Чака Паланика весьма сложно переводить, не то что адаптировать для экрана. Это обстоятельство, впрочем, не остановило актера Кларка Грегга. Кларк прочитал «Удушье» и пережил такой восторг, что немедленно засел за сценарий. Пять лет ушло на адаптацию романа, но дело, похоже, того стоило: общий стиль повествования и расхождения с оригиналом одобрил сам Паланик. Подобная похвала не могла пройти бесследно, так что вряд ли стоит удивляться, что Грегг не удовлетворился должностью сценариста и сам поставил экранизацию.
Надо отдать Кларку должное — в его версии «Удушья» есть та самая смесь драматического, темного и смешного, которой славится писатель. Вопросы вызывают разве что пропорции, но там, где не тянет режиссер, на помощь приходит Сэм Рокуэлл, превращая экранизацию культовой книги в свой личный бенефис. И это вовсе не укор Греггу или Анжелике Хьюстон, но, право, сложно представить картину без ехидного, познавшего все тяготы наслаждений лица Рокуэлла. (Максим Бугулов)
На выходных, как раз, оценил "Way, Way Back" - всем поклонникам "Маленькой мисс Счастье" смотреть обязательно )
Надеюсь у Рокуэлла будет еще множество замечательных ролей, здоровья ему и творческих успехов!
...А его танец в стиле "лунной походки" Майкла Джексона в финальных титрах фильма - вообще шик!!! )))