НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

10 фильмов о виртуальной реальности

Сергей Оболонков, 17 декабря 2016, 15:48:05 6
Проект братьев Запашных «SиSтема» перебрался с цирковой арены на большой экран. Киномания подобрала 10 фильмов, в которых действие тоже происходит в виртуальной реальности, правда без тигров и трюков.

Трон / Tron

Режиссер Стивен Лисбергер, 1982

Диснеевская лента, которой в следующем году исполнится 35 лет, изначально задумывалась как мультфильм. Но затем анимацию (в том числе и компьютерную — по тем временам революционную) решили совместить с живыми актерами — например, с Джеффом Бриджесом в роли Кевина Флинна, программиста, оказавшегося внутри созданной им самим кибервселенной. В середине 90-х, почти через полтора десятка лет после премьеры, Американская киноакадемия отметила фильм «Трон» наградой за технические достижения. Логичное решение: даже сегодня этот цифровой неоновый мир выглядит если не впечатляющим, то как минимум симпатичным и любопытным.

Мозговой штурм / Brainstorm

Режиссер Дуглас Трамбелл,1983

Группа ученых (в том числе — специалист в исполнении Кристофера Уокена) создает устройство, способное записывать человеческие ощущения, эмоции и воспоминания. Позже запись можно просмотреть, однако неаккуратное погружение в чужую реальность может привести к психологической травме или даже смерти. Как это обычно бывает с учеными, авторы изобретения далеко не сразу понимают, какие последствия может вызвать недобросовестное использование их устройства. А вот армейские чины довольно быстро осознают, что в их руках — потенциальное оружие.

Газонокосильщик / The Lawnmower Man

Режиссер Бретт Леонард, 1992

Формально это экранизация опубликованного в середине 1970-х рассказа Стивена Кинга — но на самом деле от оригинального произведения осталось одно название. Картина рассказывает об ученом Лоуренсе Анджело (Пирс Броснан), втягивающем в эксперименты с виртуальной реальностью умственно отсталого Джоуба Смита (Джефф Фэйхи). Последний, оказавшись в цифровой вселенной, внезапно развивает интеллект до невиданного уровня, и Лоуренсу в итоге приходится расплачиваться за свою недальновидность. Любопытно, что виртуальная реальность в «Газонокосильщике» выглядит, пожалуй, даже более наивно, чем в вышедшем на десять лет раньше «Троне».

Странные дни / Strange Days

Режиссер Кэтрин Бигелоу, 1995

Кэтрин Бигелоу сняла эту картину по сценарию своего экс-супруга Джеймса Кэмерона, однако сама история была придумана еще в середине 80-х, до того, как кинематографисты вступили в брак. Фильм рассказывает о Ленни (Рэйф Файнс), торговце воспоминаниями — записанными на диск ощущениями других людей; их можно просматрить, надев на голову специальное устройство. Однажды Ленни натыкается на диск с записью убийства проститутки — после этого герою Файнса приходится вспомнить о том, что когда-то он сам служил в департаменте полиции Лос-Анджелеса.

Джонни Мнемоник / Johnny Mnemonic

Режиссер Роберт Лонго, 1995

За четыре года до «Матрицы» Киану Ривз сыграл курьера из будущего, занимающегося транспортировкой информации (данные герой загружает непосредственно в свою голову). Очередное задание мало того, что перегружает память Джонни, так еще и сталкивает невезучего курьера с якудзой. Забавно, насколько виртуальная реальность из «Джонни Мнемоника» отличается от той, в которой персонаж Ривза окажется через несколько лет. В частности, для работы с компьютерной средой в ленте 1995-го используется громоздкие очки и не слишком удобные (по крайней мере, на взгляд со стороны) перчатки.

Виртуозность / Virtuosity

Режиссер Бретт Леонард, 1995

Чтобы дать возможность охранникам правопорядка оттачивать навыки в сравнительно безопасной среде, технические специалисты создают программу Сид 6.7, заложив в нее свойства почти двух сотен преступников и психопатов. Картина «Виртуозность» интересна в первую очередь не изображением виртуальной реальности (спецэффекты вполне соответствуют среднему уровню середины 1990-х), а тем, что с вырвавшимся из компьютера и обретшим внешность Расселла Кроу злом здесь сражается Дензел Вашингтон.

Тринадцатый этаж / The Thirteenth Floor

Режиссер Джозеф Руснак, 1999

Картина, в которой виртуальная реальность для разнообразия показана не как набор переливающихся фракталов или мир, вполне сравнимый с современным. Герои «Тринадцатого этажа» отправляются в компьютерную копию Лос-Анджелеса образца 1937 года — там они ищут зацепки, необходимые для расследования совершенного в реальном мире убийства. Жители виртуального города, разумеется, даже не подозревают о том, что являются симуляциями. Впрочем, со временем и у обитателей настоящего мира появляется повод проверить окружающую реальность на прочность.

Экзистенция / eXistenZ

Режиссер Дэвид Кроненберг, 1999

Дэвид Кроненберг, режиссер «Мухи» и «Автокатастрофы» всегда интересовался радикальными трансформациями человеческого тела. Вот и в его «Экзистенции» игровая приставка — полуорганическое устройство, к которому пользователь подключается через расположенный в районе поясницы разъем. Виртуальный мир по Кроненбергу тоже полон биологических сюрпризов — и, что еще хуже, он путается и сливается с реальностью. Список участников этой жуткой гротескной видеоигры впечатляет: в картине заняты Джуд Лоу, Уиллем Дефо, Дженнифер Джейсон Ли и Иэн Холм.

Матрица / The Matrix

Режиссеры Лана и Лилли Вачовски, 1999

Пик интереса кинематографистов к виртуальной реальности пришелся на вторую половину 90-х. И главной из картин, вышедших в это время, разумеется, является работа Вачовски. Хакер Нео (Киану Ривз) обнаруживает, что окружающий его привычный мир, вполне похожий на мегаполис конца XX века, не более, чем иллюзия, виртуальная реальность, в которую его и все остальное человечество погрузили взбунтовавшиеся машины. Понимание принципов Матрицы наделяет героя сверхспособностями — и Вачовски воспользовались этим сполна, сняв ленту, во многом определившую облик последовавших за ней экшен-фильмов.

Исходный код / Source Code

Режиссер Дункан Джонс, 2011

Военный Колтер Стивенс (Джейк Джилленхол), проходивший службу в Афганистане, вдруг обнаруживает себя в теле незнакомого мужчины на электричке где-то в Чикаго. По кусочку восстанавливая картину событий, он выясняет, что стал участником экспериментальной программы: ученые переместили его разум в реальность, окружавшую другого человека. Важный (и довольно неприятный) нюанс: «принимающая сторона» погибла в результате теракта, и Стивенсу предстоит снова и снова проживать за незнакомца последние восемь минут. После «Исходного кода» режиссер Дункан Джонс в каком-то смысле продолжил эксперименты с виртуальной реальностью — снял ленту, где события разворачиваются во вселенной из серии видеоигр Warcraft.






другие Подборки

В честь выхода в прокат нового «Кладбища домашних животных», которое в США приняли куда лучше, чем у нас, Киномания решила разобраться какие же фильмы по книгам любимого писателя считаются лучшими на Западе по данным сайта Rotten Tomatoes.

По просьбе Киномании режиссер нового отечественного хоррора «Рассвет» Павел Сидоров составил список из пяти настольных фильмов, к которым он постоянно обращался в процессе работы над своим полнометражным дебютом.

В прокат вышла картина «Т-34» – за год уже третья отечественная лента про танки. Самое время вспомнить все остальные знаковые фильмы на гусеничном ходу.

КОММЕНТАРИИ 6
no comments
Надеюсь, Сергей Оболонков перечислит гонорар в фонд сирот...
Хорошо хоть не 10 лучших фильмов по мнению киномании. Мнемоник и Исходный разочаровали.
Странно... Несмотря на некую новизну приемов в то время, не скажу, что в девяностые торчала от "Мнемоника", но вот "Исходный код" снят очень качественно, интересный фильм, держит в напряжении на протяжении всего просмотра :)
Ну, там же вторичный сюжет. Чуть переработанный на сво манер и адаптированный к новым технологиям. Я не отрицаю, что фильм снят качественно, но на на меня навевал зевоту. Та же "Грань будущего" поадреналинистее получилась. ЗЫ: Ребят, извините, у кого там пригорает. )
Запашные да...актуальнейший повод сделать данную подборку.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер