1985 год. На советской космической станции «Салют-7» случилась авария, в результате которой конструкция сходит с орбиты и грозит обрушиться на Землю. Связь с «Салютом» установить не получается, и начальник Центра управления полетами (Александр Самойленко) решает отправить космонавтов на сложнейшее задание — пристыковаться к вращающейся на бешеной скорости станции и выявить причины поломки. Сделать это надо как можно скорее, поскольку американцы уже готовят свой шаттл, чтобы перехватить «Салют». Опытный пилот Владимир Федоров (Владимир Вдовиченков) и инженер Виктор Алехин (Павел Деревянко) отправляются совершать подвиг во имя советской космонавтики.
Подобно идентичному ему «Времени первых», «Салют-7» основан на реальных событиях. Однако режиссер Клим Шипенко и его команда в большей степени приукрасили историю и даже сменили фамилии действующих лиц (реальный полет совершили Владимир Джанибеков и Виктор Савиных). Сделано это по понятным причинам — чтобы усилить напряжение и добавить экшн-сцен. Но верность историческим фактам не единственный пункт, по которому «Время первых» обходит «Салют-7».
Прежде всего это касается главных героев. И дело даже не в том, что Вдовинченков и Деревянко явно проигрывают Миронову и Хабенскому. Создатели «Салюта-7», очевидно, хотели сделать ведущих персонажей человечнее, отойти от образа икон советской космонавтики, как это было с Леоновым и Беляевым. Однако получилось ровно наоборот. Первые несколько минут экспозиции ничего не прибавляют к топорным типажам героических космонавтов. И сам подвиг их не становится объемнее и психологически труднее — персонажи фильма идут на него просто потому, что так поступили их прототипы и это написано в сценарии.
То же касается и коллизий на Земле. Пока американцы ехидно радуются неудачам русских, злые советские спецслужбы в лице Виталия Хаева и Игоря Угольникова сбивают с толку совестливого главу центра управления полетами. Характерно, что ни у кого из них нет имен, в конце концов, в космосе и без них разберутся. Александр Самойленко, пожалуй, мог показаться достаточно убедительным, не будь Владимира Ильина в той же самой роли во «Времени первых». Последний одними глазами демонстрировал выразительный психологический портрет Сергея Королева, а Самойленко, чтобы изобразить надрыв своего персонажа, увы, пришлось бросаться стульями.
Явно больше времени, чем сценарию, создатели уделили спецэффектам, и, нужно отдать им должное, космические сцены выглядят достойно, а улетающие в звездное пространство предметы особенно удались оператору. Но проблемы «Салюта-7» кроются не в качестве съемки, а в отсутствии внятной режиссуры. Картина о космосе требует некой фактуры и изобретательности, а не только техничного воспроизведения звездного неба и 3D-эффектов. Создателей, увы, хватило лишь на безумную сцену починки станции с помощью кувалды в открытом космосе. Может, им стоило отказаться от названия «Салют-7», потому как в реальности все было гораздо лаконичнее, но оттого не менее интересно и опасно.
Впрочем, сложно понять, зачем вообще нужно было снимать одновременно два одинаковых проекта, причем один выглядит как бюджетная версия второго. На ошибках фильма Дмитрия Киселева «Салют-7» не только не учится, но и добавляет своих. Вроде и пытаясь быть человечнее и проще, картина совершенно не выдерживает канонов жанра и, что хуже всего, силится вызвать эмоции дешевыми трюками (например, поставить на титрах песню Высоцкого). В конце концов, в арсенале патриотического кино должно быть что-то еще, кроме бьющей по лбу фразы: «Мы всех победим». И в этом смысле «Салют-7» недалеко ушел от условного «Крыма».