Рецензия на фильм Зака Снайдера «Лига справдливости»

Михаил Моркин посмотрел «Лигу справедливости» и считает, что фильм про объединение супергероев DC вышел не идеальным, но цельным.

Через несколько месяцев после смерти Супермена Брюс «Бэтмен» Уэйн расследует причины появления в Готэме парадемонов — летающих монстров, которых он раньше видел только в кошмарах. Предчувствуя скорое нападение серьезного противника, Брюс собирает команду сверхлюдей, в которую входят оптимистичная амазонка Диана «Чудо-женщина» Принс, брутальный атлант Артур «Аквамен» Карри, получеловек-полумашина Виктор «Киборг» Стоун и сверхзвуковой Барри «Флэш» Аллен. Вскоре на Землю прибывает и предводитель нечисти — рогатый гигант Степной волк, намеревающийся уничтожить человечество, собрав вместе три материнских ящика, которые спрятаны по разным уголкам нашей планеты. Чтобы остановить его, героям придется в сжатые сроки научиться не только сотрудничать, но и воскрешать мертвецов.

«Лигу справедливости» сложно оценить справедливо: слишком много производственных проблем нужно принимать во внимание. Расширенная вселенная DC стартовала сразу после успеха трилогии «Темный рыцарь» Кристофера Нолана, на фоне которой практически невозможно не быть разочарованием. Долгожданный кроссовер «Бэтмен против Супермена» был незаслуженно тяжеловесен, мрачен и лишен внутренней логики. «Отряд самоубийц» не мог похвастаться большей осмысленностью, зато показал, как не надо вводить множество незнакомых зрителю героев. Съемки «Лиги справедливости» преследовали неудачи: резкая переоценка ценностей вследствие плохого приема «Бэтмена против Супермена» и «Отряда самоубийц» и внезапного успеха «Чудо-женщины», смена режиссера на пост-продакшне и последовавшие за этим значительные пересъемки. С таким багажом очень сложно было ждать от «Лиги» нового слова в жанре экранизаций комиксов — хорошие новости заключаются уже в том, что кино оказалась гораздо лучше, чем могло быть.

Несмотря на то, что проект заканчивал Джосс Уидон (хотя и указан в титрах только в качестве сценариста), «Лига справедливости» — кино Зака Снайдера: слоу-моушн, монтажное интро под известную песню и общая стилистика картинки выдают его почерк. Создатель «Мстителей» Уидон, вероятно, добавил в фильм изрядную долю юмора и доснял несколько сцен с Суперменом (их легко определить по бросающейся в глаза «фейковой» верхней губе Генри Кавилла, которому при монтаже стирали усы). Создатели фильма действительно прислушались к негативным отзывам фанатов. На место тяжеловесного пафоса пришла самоирония, а сложные сюжетные перипетии заменили простейшей историей и одномерным злодеем (возможно, в оригинальной озвучке дело немного спасает хриплый голос Кирана Хайндса).

Лучшее, что есть в фильме — это отношения между супергероями, сам факт появления которых вместе на экране — уже радость для аудитории. Бен Аффлек «выпустил пар» и больше не изображает необоснованную ярость и на всякий случай шутит каждые пятнадцать минут. Бэтмен здесь впервые выступает в качестве лидера, но сценаристы не исследуют эту линию глубоко. Галь Гадот все так же бодро и свежо смотрится в образе Чудо-женщины. Из всех персонажей фильма ее героиня раскрыта лучше всех, а харизма Гадот вытягивает все сцены с ее участием. Флэш — главная комедийная отдушина фильма, и Эзра Миллер изображает героя трусоватым, но подкупающе милым и гиперактивным. Киборг (дебютант Рэй Фишер) пытается принять свою нечеловеческую сущность и осознать свои таланты. Биографии Аквамена не уделяется какое-либо внимание: он эпично раздевается и резко грубит, и впечатления от героя целиком и полностью зависят от того, работает ли на вас обаяние Джейсона Момоа или нет.

В какой-то момент появляется Генри Кавилл, и возвращение Человека из стали — самый яркий эпизод «Лиги Справедливости», который при этом мог бы выйти еще краше, если бы кинематографисты были бы смелее в отношении внешнего вида криптонца. А вот запоминающихся экшн-сцен «Лига» предложить не может. Кошмар Брюса Уэйна и сражение на складе из «Бэтмена...» смотрелись в разы интереснее, чем большинство схваток в «Лиге», финальная битва которой находится где-то на одном уровне с аналогичными сценами из «Зеленого Фонаря» или «Тора 2».

Вместе с Уидоном к «Лиге» присоединился композитор Дэнни Элфман, который свел саундтрек к бесцветной симфонической музыке. Зато когда-то Элфман написал превосходные музыкальные дорожки к первым полнометражным «Бэтменам», и появление одной из старых тем порадует фанатов фильмов Тима Бертона. Любители же классического «Супермена» Ричарда Доннера должны не пропустить краткое появление знакомых ноток Джона Уильямса. В целом же со сменой композитора понимаешь, насколько не хватает пафосных, но ярких Ханса Циммера и Junkie XL.

Кино, которое студия мечтала сделать с середины 2000-х и ради которого во многом и затеяла расширение вселенной, разочаровывает по гамбургскому счету, но радует в контексте своих предшественников. Как продукт «Лига» смотрится цельно, но главным образом из-за того, что студия отказалась от экспериментов. DC сделали безопасный шажок вперед и в будущем, стоит надеяться, будут храбрее.

Поделиться