Рецензия на фильм Джона Красински «Тихое место»

Максим Бугулов посмотрел самый обсуждаемый хоррор месяца и ни разу не зашуршал попкорном.

В недалеком будущем нашу планету поразила неожиданная напасть: неведомые инсектоиды принялись уничтожать людей. Пока человечество сообразило, в чем загвоздка («Это звук!» ­- пестрят заголовки газет), население заметно поредело. К 2020 году города соответствуют всем канонам постапокалипсиса (только мародёров не видно — вероятно, их всех съели). В центре внимания — семья Эбботов, осевшая на просторной ферме. Они потеряли младшего ребенка, но не надежду на будущее: отец семейства Ли (Джон Красински, который также поставил, спродюсировал и в соавторстве написал картину) пытается связаться с потенциальными выжившими по рации и мастерит слуховой аппарат для глухой дочери. Его супруга Эвелин (Эмили Блант) находится на последнем месяце беременности. Маркус (Ноа Джуп) только подбирается к стадии самоопределения, а Реган (Милли Симмондс) пытается сладить с гормонами и чувством вины из-за погибшего братика. Ферма Эбботов обустроена в соответствии с суровыми реалиями: все полы покрыты коврами, вместо кроватей — матрацы, даже каждая скрипучая половица помечена краской. Но всеслышащие чудовища по-прежнему бродят вокруг, а время родов неумолимо приближается.

Creature feature, равно как и концептуальные хорроры — нечастый гость не только в отечественном, но и мировом прокате. Уже одно это выделят «Тихое место» Красински среди бюджетных соседей. Информация о мире фильма дозированно, но осмысленно и почти без экспозиции подается зрителю, так что обстановка фильма вскоре становится вполне осязаемой. Кроме того, Красински умело нагнетает саспенс, а концепция картины дарит ему индульгенцию на частое использование джампскейров: уж где-где, а здесь они полностью оправданы. Оказывается, роль тишины столь всеобъемлюща, что все элементы цепляются друг за друга и работают на создание атмосферы. Безобидная для хоррора сцена родов (сразу оговоримся, что речь идет о нормальных родах, а не когда из девушки вылезает Джулиан Сэндс) в «Тихом месте» заставляет ерзать на самом краешке сидения, грызть ногти и обильно потеть. В то же время даже обычные эпизоды так пропитаны идеей опасности любого звука, что хруст попкорна или шуршание пакетиков чипсов кажутся чуть ли не святотатством.

Вишенкой на торте удачной концепции сидят отличный саунд-дизайн, ледяной красоты музыка от Марко Белтрами и безупречный каст (эпитет относится, в первую очередь, к Блант и Симмондс, так как остальные — вполне заменимы). Получается отличный хоррор-аттракцион, в кои-то веки дающий новые впечатления, что подтверждается более чем успешным стартом в американском прокате. Однако, «Тихое место» далеко не идеально. Красински никак не может отделаться от амбре предыдущих работ, поэтому рядом с джампскейрами непременно соседствуют дешевые рассуждения о важности семьи. Видеоряд отлично подчеркивает все нужные аспекты, но постановщику этого мало, и тогда персонажи начинают проговаривать очевидное, а чтобы мотив семьи совсем встал поперек горла, холодные ноты Белтрами сменяет невесть откуда взявшаяся «сопливая» песенка. Сценаристы тоже не безгрешны: помимо стандартных для жанра допущений и упрощений в фильме имеются дыры размером с доброго поросенка. И, наконец, основная претензия — соотношение хронометража с наполнением. Сценарий «Тихого места» рассчитан максимум на 40 минут, причем со всеми долгими планами и методичным нагнетанием атмосферы — остальные 50 выдавливаются уже искусственно.

Но это — детали. Самое важное: «Тихое место» работает. Даже если вы не подпрыгните на очередном «бу!» (хотя для этого созданы все условия), антураж непременно захватит вас без остатка, хоть бы и минут на 15. А уж когда за дело возьмется Эмили Блант... Впрочем, это нужно видеть. Только не шумите!

Поделиться