НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Был бы повод
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Из чего сделан «Чужой» Ридли Скотта

    , 6

    К юбилею классического хоррора, который также на этой неделе выпущен в российский прокат, Киномания разбирается в отсылках, референсах и оммажах внутри «Чужого». 

    «Оно! Ужас из космоса»: Черновик «Чужого»

    В процессе работы над «Чужим» Ридли Скотт и Дэн О’Бэннон составили список старых хорроров — эти фильмы должен был посмотреть оператор картины Дерек Ванлинт, чтобы со всей ясностью понять, что от него хочет режиссер. Скотт хотел, чтобы его кино было таким же прямолинейным и захватывающим триллером как «Психо» и «Ребенок Розмари», или даже как «бэшки» «Ночь живых мертвецов» и «Техасская резня бензопилой», но чтобы при этом выглядело все как «2001: Космическая одиссея». В результате «Чужой» оказался больше всего похож на выдающийся космический трэш 50-х — фильм стахановца жанра Эдварда Л. Кана «Оно! Ужас из космоса», в котором земляне отбывают с Марса с монструозным безбилетным пассажиром на борту.

    По нынешним времена «Чужого» сочли бы вольным ремейком «Оно!» — во всяком случае фабулу О’Бэннон перенес в свой сценарий почти без изменений. И даже кое-какие нюансы (например, неуязвимость инопланетянина-агрессора и способ его уничтожения) позволяют считать ленту Кана не только источником вдохновения, но и своего рода «болванкой» сценария «Чужого». Мало того, кроме явных точек соприкосновения, у двух картин есть и менее очевидные общие черты — например, детали быта и поведения экипажа космического корабля: «Оно!» — фактически фильм-учебник для тех, кто собирается написать и снять герметичный триллер без экспозиции.

     

    «Планета вампиров»: Милые кости

    Космический хоррор великого и ужасного Марио Бавы в оригинале называется «Ужас в космосе» (что автоматически роднит ее с вышеупомянутой лентой Эдварда Л. Кана) — «Планетой вампиров» его окрестили американские прокатчики, явно просчитавшись: нейминг «Планета зомби» был бы более уместным. Впрочем, суть не в этом: главное достоинство этой яркой, но не самой удачной картины прародителя джалло — почетное звание предтечи «Чужого».

    Перекличка двух сюжетов начинается с самого начала: в «Планете вампиров» экипажи двух звездолетов, отозвавшись на инопланетный сигнал, становятся жертвами бесплотных местных обитателей — те используют тела космонавтов, чтобы эвакуироваться со своей умирающей планеты Аура и обжить новый мир. Однако «Чужого» с лентой Бавы роднит не только идея симбиоза, губительного для носителя, но и яркие декоративные детали. Например, в одной из сцен герои находят звездолет других пришельцев, отозвавшихся на тот же сигнал-ловушку ранее: их гигантские скелеты выглядят как «черновики» для Гигера. А на протяжении всего фильма мы наблюдаем стелящуюся по поверхности Ауры дымку — почти такую же, как пелена, покрывающая яйца чужих у Скотта.

    Перемигивается с «Чужим» (и всей франшизой в целом) и финал, намекающий на возможность самопожертвования и отказа от возвращения на родную планету, чтобы уберечь ее от паразитов-захватчиков. В остальном же «Планета вампиров» — вопиюще европейский, при всей ощутимой трэшевости, арт-хоррор с соответствующей атрибутикой: дикими декорациями, напоминающими то раскрашенные в кислотные цвета кадры из экспрессионистских фильмов, то репортаж с выставки абстракционистской скульптуры, и обтягивающими дизайнерскими костюмами из черной кожи с желтыми вставками и знаками отличия в виде рун.          

    Дэвид Кроненберг: Секс и судороги

    Культовый хоррор Дэвида Кроненберга «Судороги» рассказывает о вирусе, который вызывает в человеке животный сексуальный инстинкт. Паразит передается через близкий физический контакт зараженного с жертвой, и вскоре вирус начинает распространяться весьма и весьма быстро. У Кроненберга в фильме нет объективного монстра, как у Скотта, да и сюжет не разворачивается в космических просторах. Однако «Чужой» очень многим обязан именно «Судорогам». Прежде всего, за счет своего акцента на телесности. Как и паразиты Кроненберга, ксеноморфы незаметно биологически формируются внутри органов человека. Кроме того, лицехваты у Скотта также «оплодотворяют» своих жертв через близкий телесный контакт – через рот.

    Оба фильма так или иначе построены на фрейдистских мотивах, включающих беременность, страх перед сексуальностью. Многие исследователи кино описывали Чужого как существо с повышенным либидо, охотящимся за жертвами с целью «оплодотворить их», а затем прикончить за ненадобностью. Этот мотив, потом получит развитие в третьей части франшизы, когда Рипли буквально стала матерью ксеноморфов. Также многие отмечают фаллическую природу образа разрывающего плоть Джона Херта маленького чудища. Кроненберг рассказывал, что «Судороги» - фильм о сексуальной революции, раскрепощении, которое всегда происходит через преодоление страха телесности и близости. В этом смысле «Чужой» и «Судороги» в значительной степени родственны друг другу.

    К слову, Кроненберг сразу после выхода «Чужого» заметил сходство обеих картин. Но оценил он творение Скотта не слишком высоко: «В «Чужом» нет метафизики, нет философии. Существо, похожее на человека в костюме крокодила, гоняется по комнате за горсткой людей. Мне кажется, в моих фильмах куда больше эмоционального напряжения, они не построены на примитивном рефлексе страха перед тем, что тебя сейчас съест крокодил».

     

    Стэнли Кубрик и Джон Карпентер: Космическая Одиссея к темной звезде

    Существует распространенная версия, что Чужой в фильме Скотта на самом деле совсем не ксеноморф. По-настоящему отчужденным и одиноким ощущает себя андроид в исполнении Иэна Холма. Синтетик не чувствует человеческой эмпатии и равнодушен к судьбам членов команды корабля. Именно он фактически и подводит их к гибели. Мотив экзистенциального конфликта людей и роботов позднее перекочевал в «Бегущего по лезвию» и продолжает волновать Ридли Скотта и по сей день в новейших частях франшизы о ксеноморфах. Но, конечно, образ холодного и безжалостного искусственного интеллекта режиссер подсмотрел в «Космической одиссее» Стэнли Кубрика. Как и HAL 9000, компьютер звездолета Ностромо по имени Мать незримо руководит космической экспедицией и решает судьбы экипажа, руководствуясь лишь собственной логикой. Кроме того, оба фильма так или иначе рассказывают о контакте с неземным разумом, который своеобразно приводит человечество к эволюции. Просто немного разными методами.

    «Чужой» также многим обязан Джону Карпентеру и его первому малобюджетному сайфаю «Темная звезда», где одну из главных ролей исполнил сценарист Дэн О`Бэннон. Сам О`Бэннон позднее планировал написать что-то в том же духе, но только с более реалистичным и страшным чудищем (напомним, что монстр у Карпентера был большим красным пляжным мячом с руками), своеобразный антипод «Темной звезды». И сама по себе идея закрытого пространства посреди космоса, где никто не услышит твои крики, пришла в голову автору «Чужого» после работы в студенческой картине будущего мастера хоррора.

     

    «Поющие под дождем»: Дуэт с монстром под звездами

    Казалось бы, каким образом мюзикл «золотой эпохи» Голливуда мог повлиять на космический хоррор про инопланетных чудищ, пожирающих все живое? На самом деле никак. Но, если внимательно прислушаться к тому, что напевает Рипли себе под нос после того, как отправляет Чужого в открытый космос, то можно расслышать строчки заключительной песни «Поющих под дождем». В классической картине Стэнли Донана артисты Джин Келли и Дебби Рейнольдс протягивают руки друг к другу и поют о любви: «Ты моя счастливая звезда». «Счастливая звезда» Рипли, к счастью для нее, отправилась бороздить просторы вселенной. А дальше интерпретируйте сами.

    Материал подготовили Дмитрий Молчанов и Кирилл Горячок.

    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    Уже на протяжении сорока лет в конце октября весь мир смотрит на мужика в маске с ножом – и наверняка будет делать это еще сорок лет. Несмотря на то, что новая часть о молчаливом и неуничтожимом Майкле Майерсе зачеркивает все сиквелы и ребуты как ненужные, Kinomania.ru вспоминает все 11 фильмов и выделяет главное.

    Вышедшая в прокат «Мэнди» только с виду кажется простой историей о мести дровосека. На самом же деле она пропитана всевозможными аллюзиями, референсами и оммажами, которые Панос Косматос с Николасом Кейджем аккуратно нанизывали на этот сюжет и узнавание которых приносят столько радости киноманам всего мира. Kinomania.ru собрала все отправные точки этого культового фильма.

    Пока новый «Стартрек» триумфально шествует по кинотеатрам всего мира, мы решили поностальгировать и вспомнить, какой была франшиза до знаменательной перезагрузки. Славная декалогия, изобилующая жанровыми экспериментами и колоритными героями и злодеями. 
    КОММЕНТАРИИ 6
    https://youtu.be/TBcNTL987VA
    Чужой реж Ридли Скотта спустя 40 лет!
    ...что тут сказать ,объективности ждать не приходится ,это мой самый любимый фильм и просмотр его в 7 летнем возрасте влюбил меня в кино! И вот спустя почти 30 лет (завтра будет 37 у Ромочки!) я вновь посмотрел этот ШЕДЕВР на ...экране! Давайте о минусах-говорю про свой кинотеатр и в рамках увиденного-экран конечно стоило бы выделить на такой фильм гораздо больше ,маленький зал и что самое печальное -всего 8 человек в кинозале! Очень жаль ,что классика угасает ,да и собственно доступность фильмов в интернете убивает кинотеатры-редко увидишь очереди !Жаль печально расстроен!Но зато ребята были молодые девчонки и парни моих лет,значит еще есть надежда -что жанровое кино не поглотит "МЫШЬ"!
    Теперь о кино! Боже как же это круто -картинку не испортили ,сделали без зерен ,но очень аккуратно ,не стали добавлять красок и приукрашивать ,то есть оставили оригинал -в отличии от Терминатора 2 гораздо было приятней смотреть! Классно на таком экране рассматривать детали -по телеку я такого не видел ! Честно была бы возможность я бы еще сходил разочек ,но теперь буду ждать Чужие Кэмерона,хоть и 40 лет Чужим будет через 7 лет ,но все же! Кто не сходил в кино -ЗРЯ-фильм ,в котором каждый фрагмент не проходной ,а игра актеров на высшем уровне ,возможно вы уже никогда и не увидите в своей жизни и котик ДЖОСИ намного круче котика в Капитан Марвел!
    Второй недостаток ТИХИЙ ЗВУК-музыку Джерри Голдсмита еле слышно,но это скорее кинотеатральный косяк ...не берусь судить,но привыкаешь со временем-просто я дома врубаю стены дрожать ,а я Чужой пересматривал не меньше 70 раз!!!
    Я сделал себе подарок на день рождения! И не какой он не "ЧУЖОЙ" он "МОЙ САМЫЙ САМЫЙ ЛЮБИМЫЙ" -как я обычно говорю -c кислотой и яицами!

    Максвкурсе,СКАЙ и капитан КУНЖ живы ,я ALIEN120382 ПОСЛЕДНИЙ СХОДИВШИЙ НА ЧУЖОЙ!!!

    https://b.radikal.ru/b17/1903/5c/6fda81ed0788.jpg
    Роман, поздравляю с Днем Рождения! Желаю здоровья, успехов и удачи во всём! Позитива по возможности поболее! И самое главное больше отличных и запоминающихся фильмов для просмотра! И даже если таковых будет меньшее количество чем надо, мы (киноманы) всегда будем возвращаться к классике - твой яркий пример "Чужой" и да он уже давно классика!
    С днем рождения, Чужой (спасибо за хороший материал!)
    И с днем рождения, Роман)))
    Спасибо большое за поздравления! Главное ,чтобы цены внизь, пипочка ввысь,а в жизни все было за..шибись!

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.