НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Рецензия на фильм «Синонимы»

Кирилл Горячок, 27 апреля 2019, 00:23:00

В российский прокат выходит фильм-победитель Берлинского кинофестиваля, рассказывающий об израильском эмигранте, ищущем себя в столице Франции. Размышляет о фильме, современности и классике Кирилл Горячок.

Молодой и статный израильтянин Йоав (Том Мерсье) приезжает в Париж с одной единственной целью — порвать все связи с еврейским миром. Он хочет стать европейцем, подлинным французом — писать стихи, пить вино и до утра шептаться о любви. Но в первый же день своего пребывания в столице, Йоав остается буквально без штанов. Несчастного и замерзшего чужака великодушно спасает молодая французская пара: сердобольный писатель Эмиль (Кантен Дольмер) и его сожительница Каролин (Луиз Шевильот). Они пытаются помочь эмигранту приспособиться, получить работу и документы, в конце концов, одалживают ему деньги и одежду. Но Израиль продолжает напоминать о себе Йоаву даже в самых неприметных и неожиданных местах.

Картина «Синонимы», получившая главный приз на Берлинском кинофестивале в этом году, во многом автобиографична по отношению к ее автору Надаву Лапиду. Когда-то и он в поисках себя сбежал во Францию и после многих лет жизни за чертой бедности стал режиссером. Это смятение, лихорадочность человека, вынужденного ежедневно искать пропитание и кров, хорошо чувствуется в фильме. Лапиду удалось каким-то образом передать ощущение пребывания меж двух миров, двух состояний и культур. В «Синонимах» нетрудно разглядеть знакомое многим желание вырваться из заевшей среды, жажду начать все с чистого листа и стать другим человеком.

Этим чувством движим и главный герой Йоав — метущаяся душа. Дав клятву никогда не произносить больше слов на иврите, он исступленно носится по Парижу, заучивая вслух французский словарь. Чужак старательно маскируется под парижанина: носит модное рыжее пальто, сочиняет поэмы, гордо поет «Марсельезу» и клеит на стену своей крохотной комнатушки ворованную открытку с Ван Гогом. Но все вокруг продолжают смотреть на него как на эмигранта, в том числе и приютившие его Эмиль и Каролин. Для одного он источник вдохновения для нового романа, для другой — необычный сексуальный опыт. По пути Йоаву встретится и пара соотечественников абсурдно одержимых патриотизмом и борьбой за свою идентичность. Для них он тоже отщепенец — безродный космополит.

В лице Йоава режиссер Лапид рисует убедительную и грустную картину утраты ориентиров в современном мире, где казалось бы больше не существует границ. Герой, отчаянно бьющийся в закрытую дверь европейской цивилизации, выступает одновременно образом и диагнозом эпохи, вернее ее перемен. Что такое национальность, культура? Режиссер Лапид не пытается ответить на эти вопросы, а лишь наглядно демонстрирует, насколько гибки и неопределенны эти понятия сегодня.

Новых смыслов и интерпретаций прибавляет «Синонимам» недавний пожар в Нотр-Даме. Это кино, в котором живет щемящее чувство тоски по идеалам прошлого, по Великой культуре, к которой, кажется, никто из нас уже не имеет никакого отношения. Йоав с ужасом понимает, что не только он не способен стать истинным французом, но и сами парижане, кажется, давно позабыли, кто они и что их делает ими. Как писал Марсель Пруст: «Теперь, когда нет больше элегантности, я утешаюсь тем, что думаю о женщинах, которых знал в былые годы».






ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

В российский прокат вышла историко-филологическая драма с непростой судьбой. Дмитрий Молчанов пытается разобраться, повлияли ли сложности производственного процесса на конечный результат.

В прокат выходит военная мелодрама с Кирой Найтли, Александром Скаргардом и Джейсоном Кларком. О фильме и его недостатках рассказывает Кирилл Горячок.

В прокат выходит «Проклятие плачущей» - новый мистический хоррор от создателей франшизы «Заклятие». Дмитрий Соколов объясняет, чего можно ждать от фильма, а на что лучше не рассчитывать.

КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер