НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Почему стоит посмотреть аниме-сериал «Код Гиас: Восставший Лелуш»

Кирилл Горячок, 19 июля 2019, 23:01:00

В честь выхода в российский прокат полнометражного аниме «Код Гиас: Лелуш воскресший», Кирилл Горячок рассказывает о достоинствах культового оригинала.

В альтернативном будущем миром правит Священная Британская империя, владеющая самым передовым оружием — боевыми роботами Найтмер. После непродолжительного сопротивления Япония потерпела поражение в войне против англичан и стала ее колонией, переименованной в Зону 11. Японцы, которые отныне зовутся «одиннадцатыми», подвергаются притеснениям и унижениям. Однако не все готовы мириться с этим положением, тут и там возникают очаги сопротивления, которые жестоко подавляются войсками Империи. Но надежда возвращается, когда, откуда ни возьмись, возникает герой в маске Зеро, жаждущий не только освободить Зону 11, но и положить конец всей Британии. Но мало кто знает, что под его маской скрывается юный Лелуш Ламперуж, в жилах которого течет английская королевская кровь. Подросток случайно обрел таинственную силу, с помощью которой может подчинять себе волю других людей. И пока он планирует военный переворот, не считаясь с жертвами, его друг детства Судзаку Куруруги, воюющий на стороне Империи, пытается найти другой способ достичь мира и процветания.

Вышедший в 2006 году, «Код Гиас: Восставший Лелуш» неожиданно для многих освежил жанр «мехи», порядком устаревший и утративший жизненные силы после задранной до небес планки «Евангелиона». Японцы, к тому времени, выжали все соки из битв гигантских роботов и прочих техно-фетишей, и надежд на возрождение жанра было мало. Но в «Коде Гиас» авторы пошли на хитрость. Это уже не традиционное архетипичное меха-аниме, а настоящий сборник из самых разнообразных стилей и сюжетов, включая драмы из школьных будней, сражения боевых машин, мистику, двойничество и многое другое. И каким-то чудом, сериал не распадается на отдельные удачные места, а удерживает высокую ноту от начала до конца.

Эклектика «Кода Гиас» чувствуется с первых эпизодов. Здесь совсем мало типично анимешных условностей, вроде кавайности и моэ, и даже культура вайфу, которая как раз в те годы стала особенно популярна в Японии, здесь подается сравнительно крохотными порциями. Интонационно сериал старается быть серьезным на протяжении всех двух сезонов, делая ставку на напряженные сцены и конфликты, раскрывающие героев и гнетущие их дилеммы. По-своему уникальна и рисовка «Кода Гиас». Поскольку действие разворачивается в порабощенном Британией мире, аниматоры явно вдохновлялись живописью Викторианской эпохи и английской готики, образы которых узнаются не только в вычурных архитектуре и костюмах, но и в отдельных портретах персонажей. И такой неожиданный для японцев выбор стиля весьма интересно контрастирует с масштабными сражениями «мехов» и пейзажами футуристической антиутопии.

На столь богатом фоне активно разворачиваются истории персонажей, населяющих этот сложноустроенный мир. Создатели до краев набивают каждый эпизод драматургией, экшном и развитием героев (а их здесь много, очень). При этом, не создается впечатление, будто сюжет топчется на месте. Здесь нет серий-филлеров, все так или иначе работает на общий замысел и отзывается в душе избранного Лелуша. Подобно «Ковбою Бибопу», почти всякая серия могла бы стать отдельным фильмом, но при этом безотказно играет в контексте всего сериала.

Однако начинается все довольно прозаично. Кажется, что перед нами очередная история о мальчике, вознамерившемся изменить мир. Как и в «Тетради смерти» (вышедшей, к слову, в тот же год), Лелуш получает уникальную способность, которая позволит ему управлять разумом людей. Конечно, у нее есть свои лимиты и неприятные последствия, а чем глубже протагонист погружается в мировой заговор, тем сильнее мучится угрызениями совести. Лелуш не типичный анимешный «гений», которым все вокруг без перерыва восхищаются. Его возможности с течением времени сильно ограничиваются, а ответственность и привязанность к близкому окружению совсем не на руку профессиональному революционеру. Юный Лелуш будет совершать ошибки и делать фатально неверные ходы на шахматной доске своей насыщенной жизни. Внутри него, одержимого местью, мечутся две противоположности: герой-освободитель, герой-сочувствующий и убийца, лгун и предатель. Тем самым гений Лелуша и его секретное оружие становятся для него страшным бременем, которое и ведет его по самому краю.

В отличие от той же «Тетради смерти», где также возникала тема двойничества и морального права вершить судьбами других, «Код Гиас» предлагает куда более сложную картину миру. Если история о мальчике, решившем убить всех преступников, во многом основывалась на психологических дебрях ницшеанства и достоевщины, то ведущие идеи «Кода Гиас» в основном вертятся вокруг макиавеллиевского вопроса: «оправдывает ли цель средства?». Постепенно углубляясь в политику, в частности политику террора во имя «светлого будущего», аниме раскрывает эту тему с самых разных и порой весьма неочевидных сторон.

Но, как и в душе протагониста, в мире «Кода Гиас» нет однозначно плохих или хороших сторон. Оба лагеря состоят из людей с разными взглядами на происходящее, и даже отъявленные враги революционера Лелуша в глазах зрителя выглядят зачастую куда выгоднее, чем сам герой. Война в «Коде Гиас» дело не благодарное и не благородное. И со временем каждому придется столкнуться с последствиями своего выбора.

«Код Гиас», в каком-то смысле, идеальное аниме, сочетающее в себе не только все свойственные жанру японской анимации темы и пристрастия, но и весьма интересно синтезирующее в себе западную культуру и историю. В этом смысле, даже далеким от «японщины» зрителям он может послужить заветной дверью в новый мир. И уж конечно, перед просмотром только вышедшего на российские экраны «Лелуша воскресшего» (без спойлера в названии не обошлись), ознакомиться с уже ставшим классикой жанра «Лелушем восставшим» непременно стоит.






ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

На прошлой неделе на Netflix состоялся релиз третьего сезона популярного сериала про 80-е, ностальгию и отсылки. Кирилл Горячок делится впечатлениями от просмотра и размышляет о том, куда движется шоу братьев Даффер. 

Этим летом на экраны выходит обновленная версия «Детских игр» - классической слэшер-франшизы рубежа 1980-х – 1990-х, подарившей нам самую известную куклу-убийцу в истории кино. Дмитрий Соколов вспоминает, с чего начиналась история о детской игрушке, вышедшей из-под контроля.

В честь выхода в российский прокат классической военной драмы Майкла Чимино с Робертом де Ниро и Кристофером Уокеном, Кирилл Горячок рассказывает в чем кроется ее художественная сила.

КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер