НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Первым делом — самолеты: 8 фильмов о воздушных боях Второй мировой

Kinomania.ru , 2 декабря 2019, 16:13:00

В этом году исполнилось 50 лет одному из самых зрелищных фильмов о Второй мировой войне — «Битве за Англию». В честь юбилея Kinomania вспоминает прославленную картину и еще семь знаменитых фильмов о летчиках-героях.

«Битва за Англию» (1969)

Картина об одном из величайших сражений Второй мировой войны (воздух над югом Британии был раскален с 10 июля до 30 октября 1940 года) установила новые стандарты съемки догфайтов — воздушных боев. Режиссер Гай Хэмилтон, успевший к тому времени снять один из лучших фильмов бондианы — «Голдфингер», постарался на славу. Для съемок использовали беспрецедентное количество истребителей — одних только «мессершмиттов» было примерно полсотни (одолжили лицензионные копии у испанских ВВС). «Спитфайров» было 37, «харрикейнов» — шесть, а совокупное количество самолетов, задействованных в картине, могло бы позволить «Битве за Англию» занять 35 место в списке самых многочисленных ВВС среди армий мира. Сами же догфайты были сняты настолько виртуозно и достоверно, что кадры из фильма до сих пор используются в документальных и даже игровых картинах — например, редактированные с помощью компьютерной графики эпизоды «Битвы за Англию» фигурируют в чешской ленте 2001 года «Зияющая синева».

«Уловка-22» (1970)

Экранизация великого романа Джозефа Хеллера с черным юмором рассказывает о военных буднях американских летчиков-бомбардиров, базирующихся на итальянском острове Пьяноса. Для съемок режиссер Майк Николс запросил 25 бомбардировщиков B-25 Mitchell, но получил лишь 17 рабочих самолетов, а еще один, восемнадцатый, был сожжен на аэродроме для одного из эпизодов. Фильм предоставляет возможность увидеть процесс бомбометания изнутри, а сцена взлета авиаполка стала одной из самых продолжительных сцен подобного плана в мировом кино: она была снята за четыре дубля, в каждом из которых в небо поднимались все 17 B-25. В этом году вышла еще одна экранизация романа Хеллера (уже в формате мини-сериала), и в ней эпизоды бомбометания и догфайты сняты на еще более высоком уровне — с использованием CGI. 

«В бой идут одни "старики"» (1973)

Фильм Леонида Быкова стал классикой советского военного кино. Несмотря на то, что акцент в картине сделан на отношениях персонажей «на земле», Быков, преодолевая массу препятствий, сумел выжать из визуальной стороны картины о летчиках максимум. Изначально «Старики» столкнулись с огромными техническими проблемами: к началу 70-х в СССР практически не осталось боевых самолетов эпохи Второй мировой — большую часть раздали союзникам, музейные экспонаты использовать было нельзя, а остальные машины утилизировали. Пришлось выкручиваться, причем без помощи реальных летчиков-героев Великой Отечественной не обошлось: легендарный ас Александр Покрышкин (на тот момент — маршал авиации) выбил для съемок четыре учебно-тренировочных Як-18 (из них в итоге сделали боевые истребители) и чешский учебно-тренировочный Zlin Z-326 (он сыграл роль «мессершмитта»).

«Торпедоносцы» (1983)

Картину Семена Ароновича о военных полярных летчиках, снятую по неоконченной повести Юрия Германа «Здравствуйте, Мария Николаевна» (произведение закончили Алексей Герман и Светлана Кармалита), сами ветераны называют наиболее реалистичным фильмом о пилотах Великой Отечественной. «Главную роль» здесь играет дальний бомбардировщик Ил-4. Один самолет механики собрали из четырех музейных машин, найденных на Кольском полуострове: летать он не мог, но по аэродрому передвигался самостоятельно. После съемок этот экземпляр остался в ангаре в качестве музейного экспоната. Второй Ил-4, участвовавший в фильме, сожгли. Не менее интересно «происхождение» занятого в картине «мессершмитта» Messerschmitt Bf.109F4/Trop W.Nr. 10132 «CD+LZ» — это самолет реального немецкого аса Хорста Карганико. Сопровождая 12 августа 1942 года самолет-шпион, Карганико был подбит и совершил вынужденную посадку близ Мурманска. «Мессер» случайно обнаружили аж в 1980-м: после реставрации самолет использовали в «Торпедоносцах».

«Красавица Мемфиса» (1990)

Фильм Майкла Кейтона-Джонса об экипаже тяжелого бомбардировщика Boeing B-17 Flying Fortress основан на документальной ленте Уильяма Уайлера «"Мемфисская красотка": История "летающей крепости"». Как выяснилось, даже Голливуд сталкивается с техническими проблемами в ходе производства подобных фильмов: той самой «летающей крепости» (модификации F самолета B-17), которая была реальной «Мемфисской красоткой», в подходящем состоянии не нашлось, так что пришлось переделывать бомбардировщик B-17G «Салли Би», который отличался от B-17F наличием спаренной подфюзеляжной турели — ее-то и демонтировали. Всего же в съемках было задействовано 5 бомбардировщиков B-17 и 6 истребителей North American P-51 Mustang, а в ролях «мессершмиттов» Me-109 выступили испанские Hispano Aviación HA-1112, являющиеся лицензионными копиями немецких истребителей-перехватчиков.

«Перл-Харбор» (2001)

К этому трехчасовому военному эпику с крутым уклоном в мелодраму можно предъявить уйму претензий (что критики и сделали — у фильма всего лишь 24% положительных рецензий на Rotten Tomatoes), но японская атака на Перл-Харбор снята безупречно и по праву считается одной из самых эффектных батальных сцен за всю историю кино. Майкл Бэй использовал в картине огромное количество техники, и если роли кораблей сыграли макеты, то самолеты были настоящими. Речь идет не только об американских истребителях (были задействованы два Curtiss P-40 Warhawks — их взяли из музея авиации в городе Нампа, штат Айдахо), но и о трех японских Mitsubishi Zero, которые нашли в коллекциях двух военных музеев Калифорнии и техасской мемориальной общественной организации. Более того, еще два японских истребителя Mitsubishi A6M Zero были специально построены для фильма в… Оренбурге — на российском заводе, который специализируется на реставрации самолетов эпохи Второй мировой войны.

«Красные хвосты» (2012)

Фильм о знаменитой истребительной группе ВВС США «Летчики Таскиги», где служили исключительно чернокожие пилоты, спродюсировал сам Джордж Лукас, который определенно знает толк в догфайтах, где бы они не происходили — хоть в далекой-далекой галактике, хоть в небе Второй мировой. Причем создатель «Звездных войн» одним только продюсированием фильма не ограничился и несколько сцен поставил самостоятельно. В отличие от своих предшественников, Лукас военную технику не разыскивал по музеям, а воспроизвел в виде CGI по чертежам и фотографиям. Несмотря на то, что в эпизодах воздушных боев активно использовалась компьютерная графика, актеры перед съемками все-таки полетали на настоящих «мустангах» P-51 — тех самых, на которых «Летчики Таскиги» эскортировали «летающие крепости». Кстати, вы тоже можете повторить этот опыт, поиграв в онлайн-симулятор War Thunder, где детально воспроизведены все легендарные боевые машины, включая и P-51.

 

«Дюнкерк» (2017)

Фильм Кристофера Нолана рассказывает не только о летчиках, отличившихся в операции по эвакуации более 300 тысяч британских солдат из Дюнкерка, однако «воздушный таймлайн» картины, пожалуй, самый яркий и эффектный. При съемках догфайтов Нолан использовал и детализированные модели самолетов длиной до двух метров (например, были сконструированы несколько немецких пикирующих бомбардировщиков Junkers Ju-87 «StuKa» и истребителей Me-109), и реальные самолеты. В числе последних были уже упомянутые испанские копии «мессершмиттов» Me-109 — Buchon Hispano HA-1112-M1L, а настоящие истребители Supermarine Spifire с двигателями Merlin от Rolls-Royce предоставили военный музей в Даксфорде и  американский миллиардер Дэн Фридкин, в личной коллекции которого — шесть «спитфайров». Кстати, именно Фридкин был за штурвалом в эпизоде, где герой Тома Харди, летчик Фарриер, уже практически без топлива сажает свой «спитфайр» на пляж Дюнкерка и успевает сжечь машину до того, как попадает в плен к немцам. Любопытно, что и в «Дюнкерке» не обошлось без советской техники: в сценах с видом из кабины на самом деле используется не британский «спитфайр», а спортивный двухместный низкоплан Як-52.                               

Партнерский материал






ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Пока в нашем прокате идет гоночный байопик «Ford против Ferrari» (обязательно сходите, если еще не успели), Kinomania предлагает пересмотреть еще семь картин, рассказывающих о гонках и гонщиках.

На днях стало известно, что режиссер «Ноттинг Хилла» Роджер Мичелл собирается снимать криминальную комедию о похищении картины Гойи из Национальной галереи в Лондоне. В связи с этим Kinomania.ru вспомнила десять ярких фильмов о всевозможных аферах и кражах.

Фильмов о войне — хоть о Второй мировой, хоть о войне во Вьетнаме — снято великое множество, но куда сложнее найти кино, где была бы хорошо раскрыта тема танков. В этой статье мы расскажем о пяти лентах, с которых следует начать.

КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер