НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Был бы повод
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Паранормальные материалы: из чего сделана франшиза «Заклятие»

    ,

    В прокат вышел триквел «Заклятия» — очередной фильм главной хоррор-франшизы последних лет. Это уже третья франшиза, созданная Джеймсом Ваном, режиссером «Пилы» и «Астрала», которая всего за несколько лет разрослась до девяти фильмов. О том, как устроена самая прибыльная хоррор-вселенная, читайте в специальном материале Дмитрия Соколова.

    Христианский хоррор

    Кадр из фильма "Заклятие 2"

    Вселенная «Заклятия» примечательна тем, что в основе ее лежит не столько вообще религиозный, сколько христианский подход к проблеме зла. В отличие от многих современных мистических хорроров, в «Заклятии» религиозная тематика не используется в качестве декоративных элементов, а выступает центральным компонентом сюжета. Точка зрения христианства заключается в том, что Зло — реальная (и очень мощная) сила, действующая в человеческом мире. И ее источник кроется не в детских травмах, особенностях генетики или проблемах воспитания, а в первородной греховности и склонности человека поддаваться воле дьявола. Это представление в наибольшей степени характерно для католицизма, и неслучайно сквозные персонажи всей франшизы, исследователи паранормальных явлений Эд и Лоррейн Уоррены — католики.

    Впрочем, стоит отметить, что в спин-оффах (например, в «Проклятии монахини» или «Проклятии плачущей») христианский аспект значительно сокращен и играет в лучшем случае второстепенную роль — но тем заметнее контраст этих фильмов с основной франшизой. Популярность «Заклятия» особенно поразительна — ведь концептуально это старомодный хоррор, наследующий фильмам 1970-х, прежде всего «Изгоняющему дьявола». Из современных лент схожий подход к пониманию природы зла можно встретить разве что в «Избави нас от лукавого» — кстати говоря, как и вся франшиза «Заклятие», фильм Скотта Дерриксона тоже вдохновлен реальными событиями.

    Документальная основа

    Кадр из фильма "Заклятие 3: По воле дьявола"

    Джеймс Ван немало времени провел в архивах Уорренов, используя материалы из их обширной практики при создании первой и второй частей «Заклятия». В основе первого фильма лежит история семьи Перрон в Род-Айленде, которая в 1971-м столкнулась с призраком в недавно купленном доме. Сиквел использовал хорошо известный по британским таблоидам конца 1970-х случай полтергейста в Энфилде, одном из районов Лондона. Майкл Чавес в триквеле также опирается на широко известный случай демонической одержимости, в начале 1980-х взбудораживший американскую общественность. При этом важно отметить, что создатели франшизы представляют свои фильмы как художественное переосмысление реальных событий, а не как их документально точное воспроизведение. Хотя многие ключевые события в сюжетах «Заклятия» взяты из подтвержденных источников, режиссеры представляют зрителям скорее криптоисторию того, что на самом деле могло произойти.

    Иными словами, фильмы дополняют известные факты сценарной реконструкцией, элегантно размывая грань между реальным и вымышленным. Главное в «Заклятии» — не столько подлинность тех или иных событий, сколько реалистичность вовлеченных в них героев. Ван, говоря о том, как зародилась идея первого «Заклятия», отмечал, что его привлекла возможность снять фильм, выстроенный вокруг персонажей из реальной жизни.

    Сценарии всех трех частей «Заклятия» рассказывают не только о жертвах сверхъестественных явлений, но и о самих Уорренах; именно тщательно выписанные психологические портреты главных героев выделяют трилогию на фоне более схематичных фильмов, где упор сделан на джампскейры и спецэффекты. Уоррены, кроме того, много рассказывали и писали о своем опыте исследователей паранормального, что дало создателям самого первого «Заклятия» идеальные возможности для создания франшизы.

    Расширение хоррор-вселенной

    Кадр из фильма "Заклятие 2"

    Об ответвлениях основной трилогии стоит сказать особо. Зловещая фарфоровая кукла Аннабель, впервые появившись в прологе «Заклятия», вскоре стала едва ли не самым известным монстром всей франшизы, удостоившись собственной трилогии спин-оффов. Чуть позже отдельный фильм получила демоническая монашка из сиквела «Заклятия», а затем вышел фильм «Проклятие плачущей», события которого происходят примерно в то же время, что и действие первой части «Аннабель».

    Хотя этим картинам зачастую недостает изящества фильмов Вана, нельзя не отметить их огромный кассовый успех. Во многом он строится на популярности «Заклятия» как бренда, но дело также и в том, что над фильмами работает в целом неизменная творческая команда: Гари Доберман (сценарист почти всех фильмов расширенной франшизы и режиссерский протеже Вана), Дэвид Ф. СандбергИ гаснет свет...») и опытный продюсер Питер Сафран. Учитывая неплохие на данный момент кассовые сборы триквела «Заклятия» (за первую неделю фильм собрал в мировом прокате $58 миллионов), есть хороший шанс, что вселенная, созданная когда-то неутомимым хоррормейкером Джеймсом Ваном, продолжит расширяться и дальше.






    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    В прокат выходит третья часть «Заклятия» — одной из главных хоррор-франшиз 2010-х. О том, каким получилось кино, читайте в рецензии Дмитрия Соколова.

    На экраны выходит «Пила: Спираль» — спин-офф главной хоррор-франшизы 2000-х. О том, как работает извращенная, но четкая логика Пилы и его последователей — читайте в спецматериале Дмитрия Соколова.

    К выходу очередной главы в запутанной и мрачной саге о семьях, преследуемых призраками, «Киномания» подготовила для вас гид по хоррор-франшизе.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.