НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Был бы повод
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Чужие на этом празднике жизни: из чего сделан «День независимости»

    ,

    25 лет назад на экраны вышел «День независимости» — самый известный блокбастер Роланда Эммериха и один из ключевых фильмов Голливуда 90-х. О том, что стояло за успехом самой кассовой ленты 1996-го в мировом прокате, читайте в специальном материале Дмитрия Соколова.

    Привет пришельцам из 1950-х

    Кадр из фильма "День, когда остановилась Земля" (1951)

    Идея снять фильм о масштабном инопланетном вторжении пришла к Роланду Эммериху во время пресс-тура в поддержку его первого блокбастера «Звездные врата». На одной из встреч с журналистами Эммерих отметил, что его зачаровывает мысль о том, как будут действовать люди Земли, если однажды проснутся и увидят, что над их головами висят космические корабли размером с мегаполис. Продюсер Дин Девлин позже говорил: «В большинстве фильмов об инопланетном вторжении пришельцы обычно прячутся где-то на заднем дворе». Эммерих ответил: «Если бы ты пролетел сквозь всю галактику, действительно стал бы прятаться где-нибудь на ферме или захотел бы войти громко?» Из этого обмена мыслями родился сюжет, рассказывающий о короткой, но невероятно разрушительной войне человечества с высокоразвитой расой пришельцев, едва не уничтожившей все живое за неполные три дня.

    С точки зрения концепции фильм Эммериха наследовал долгой традиции фантастических фильмов 1950-х, в которых люди вступали в войну с пришельцами из космоса. После Второй мировой войны наступил расцвет научной фантастики, связанный с наступлением атомного века и успехами в освоении космоса. Но примечательно, что послевоенная фантастика пестрела сюжетами о межзвездной войне и сражениях планетарного масштаба, а миролюбивые пришельцы в ней были редкостью. Даже в фильме «День, когда остановилась Земля» (1951) — классике гуманистической фантастики, кадры из которой мелькают в «Дне независимости» — пришелец-интеллектуал Клаату открыто говорит людям, что им необходимо жить под страхом тотального уничтожения, дабы они не развязали войну против более мирных инопланетных цивилизаций. Этот фоновый и всепоглощающий страх всеобщей гибели в глобальной военной катастрофе подпитывался, конечно же, неослабевающим напряжением в международных отношениях, вызванным холодной войной. Едва ли не все знаковые фантастические ленты 50-х — от дорогостоящей «Войны миров» (1953) до малобюджетной «Земли против летающих тарелок» (1956) — это манифестации массовых страхов перед атомной войной, в которой злобные чужаки из космоса занимают место безжалостных солдат вражеской армии.

    Кадр из фильма "Война миров" (1953)

    Перекличка этих сюжетов если и непреднамеренная, то очень характерная. Например, идея о том, что грозные пришельцы беспомощны без своих защитных костюмов, играет важную роль и в «Дне независимости», и в «Земле против летающих тарелок». Что до «Войны миров», то в ней, как и в «Дне независимости», есть сцена с неудачной атомной бомбардировкой. Еще одна любопытная параллель с классикой: как и в книге Герберта Уэллса, так и в ее экранизации 1950-х, в «Дне независимости» инопланетяне оказываются уязвимы перед земным вирусом — правда, в фильме Эммериха вирус уже не биологический, а компьютерный. И неудивительно, что ключевой посыл еще одной классической ленты того периода — «Нечто из иного мира» (1951) — заключается в том, что военные лучше всех знают, как справиться с нежданными гостями.

    Забавно, что всего через полгода после премьеры «Дня независимости» Тим Бертон выпустил комедию «Марс атакует!», обыгрывающую ту же тему инопланетного вторжения и опирающуюся на сайфай-наследие 1950-х. В этом веселом голливудском капустнике землянам тоже удается обнаружить ахиллесову пяту грозных пришельцев, и эта уязвимость настолько потешна, что победа над инопланетными захватчиками превращается в анекдот.

    Старые страхи на новый лад

    Кадр из фильма "День независимости" (1996)

    Сценарий Эммериха и Девлина был не более чем очередной вариацией классической истории о войне с пришельцами-завоевателями. Подлинная же оригинальность «Дня независимости» заключалась не в идее, а в ее исполнении. Эммерих задумывал свой проект как военный блокбастер, в который интегрированы многие сюжетные линии, охватывающие людей из разных социальных слоев, от президента США и военного пилота до стриптизерши. Для создания картины масштабных разрушений были широко использованы CGI, что дало мощный толчок развитию цифровых технологий в блокбастерах 1990-х и 2000-х, постепенно вытесняя практические спецэффекты на второй план. Именно с «Дня независимости» началась тенденция, кульминацией которой стали многочисленные комикс-блокбастеры от Marvel и DC, в которых зачастую практически все действие происходит на отрисованных хромакеем «задниках».

    Впрочем, Эммерих использовал «цифру» аккуратно, скорее дополняя компьютерными спецэффектами уже готовые микромодели и декорации, чем занимаясь новомодным «виртуальным рисованием», которое сделало бы картинку чудовищно неправдоподобной. К слову, фильму принадлежит рекорд по числу использованных на съемках миниатюрных моделей — знаменитые сцены уничтожения Белого дома, Крайслер-билдинг и прочих достопримечательностей были сделаны именно с их помощью. Некоторые модели были довольно внушительного размера: макет Белого дома, к примеру, был выполнен в масштабе 1:12.

    «Мировой шериф»: пришельцы и политика

    Кадр из фильма "День независимости" (1996)

    Если в плане сценария фильм Эммериха был трибьютом научно-фантастической классике 1950-х, то с идеологической точки зрения «День независимости» содержал в себе новый и вполне отчетливый месседж, который был распознан (но отнюдь не всегда хорошо принят) критиками. В фильмах 1950-х и 1960-х годов человечество в итоге спасалось благодаря объединенным усилиям всех народов, среди которых американцы если и выделялись, то скорее смекалкой и технологическими достижениями, чем военной мощью.

    А вот в «Дне независимости» США не только в одиночку изобретают способ победить инопланетян, но также проводят решающую атаку на материнский корабль пришельцев, да еще и координируют действия всех наций по борьбе с межзвездными агрессорами. Незаменимая роль американцев подчеркивается в духоподъемной речи президента США перед контратакой землян, когда звучат слова о том, что «День независимости отныне станет не только американским, но всемирным праздником». Перефразируя крылатую фразу, брошенную когда-то одним из инженеров General Motors: «Что хорошо для Америки, то хорошо для человечества».

    В этом смысле «День независимости» — яркая и недвусмысленная аллюзия на глобальный триумф американской идеи после завершения холодной войны. США теперь превращаются в незаменимую нацию, способную сплотить все человечество и указать ему единственно верный путь к победе над силами зла. Этот идеологический аспект станет обязательной деталью во многих блокбастерах 1990-х — будь то фантастический эпик «Армагеддон» или политический экшн-триллер «Миротворец», — в которых именно Америка (и только она) оказывается на переднем рубеже спасения человечества. Уже в «2012», позднем фильме того же Эммериха, столь явный американоцентризм заметно сглажен, а уж в современных блокбастерах (вроде «Тихоокеанского рубежа» или перезапуска «Годзиллы») роль США в решении мировых проблем стараются не выпячивать, подчеркивая, наоборот, интернационализм и равенство всех ключевых стран.

    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    Пока в прокате идет новая экранизация культового файтинга Mortal Kombat, Дмитрий Соколов вспоминает, с чего началась история «Смертельной битвы» в кинематографе.

    Ровно 35 лет назад, 3 июля 1985 года, вышла на экраны фантастическая комедия «Назад в будущее». Вспоминаем культовую картину Роберта Земекиса, которая создавалась в непростых условиях, а могла так и остаться лишь на бумаге.

    Четыре десятилетия назад на экраны Америки вышел пятый эпизод «Звездных войн» — по мнению критиков и фанатов, лучший в саге. В честь юбилея вспоминаем, как снимался второй акт грандиозной космической оперы Джорджа Лукаса.

    другие Был бы повод

    70 лет назад на экраны вышла «Тварь из Черной лагуны», повлиявшая на поколения режиссеров, художников и писателей. О наследии культового хоррора рассказывает Дмитрий Соколов.

    Авторы Kinomania.ru выбрали дюжину главных картин 2023-го. В списке (в алфавитном порядке) — фильмы, которые можно было увидеть в кинотеатрах и в сети.

    50 лет назад на экраны вышел мистический хоррор «Изгоняющий дьявола», моментально ставший культовым. Дмитрий Соколов специально для Kinomania.ru ранжировал все части экзорцистской франшизы.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.