Fatality: из чего сделана «Смертельная битва»

Fatality: из чего сделана «Смертельная битва»
Пока в прокате идет новая экранизация культового файтинга Mortal Kombat, Дмитрий Соколов вспоминает, с чего началась история «Смертельной битвы» в кинематографе.

Фильм Саймона МакКуойда будут неизбежно сравнивать с работой Пола У. С. Андерсона, вышедшей на экраны больше четверти века назад и неожиданной ставшей суперхитом проката. Лишь после успеха «Смертельной битвы» в Голливуде убедились, что экранизации видеоигр могут быть интересны не только фанатскому сообществу, но и максимально широкой аудитории. Рассказываем, из чего и как создавался самый влиятельный фильм будущего режиссера «Обители зла».

Неудачи предшественников

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Успех первой «Смертельной битвы» окажется еще более значительным, если учесть исторический контекст. В начале 1990-х кинематограф уже приступил к разработке сюжетов из видеоигр — на экраны вышли «Супербратья Марио», «Двойной дракон» (на фото) и «Уличный боец». Первые два фильма провалились в прокате, а третий, хоть и стал хитом, но в основном благодаря Жан-Клоду Ван Дамму, который тогда был на пике славы. Поэтому когда продюсер Лоуренс Касанофф выбил у своих друзей из компании Midway права на киноадаптацию их файтинга Mortal Kombat, его проект многим показался авантюрой. Но деловое чутье Касаноффа не подвело: «Смертельная битва» не только отлично прошла в прокате ($122,2 млн мировых сборов при $20-миллионном бюджете), но и стала образцом стиля для многих подражателей.

Автора! Автора!

Режиссер Пол. У. С. Андерсон

Режиссер Пол. У. С. Андерсон

Чтобы перенести мир Mortal Kombat на экран, требовался свежий взгляд представителя нового поколения, не понаслышке знакомого с механикой видеоигр. Таким человеком оказался молодой британец Пол У. С. Андерсон, снявший на тот момент лишь один фильм — стильный, но прохладно встреченный критиками и зрителями триллер «Шоппинг». Андерсон был поклонником видеоигр и часами просиживал в лондонских аркадах, играя в Mortal Kombat. Для него «Смертельная битва» оказалась не просто билетом в большое кино: без успеха этого фильма не было бы и «Обители зла» как самой коммерчески успешной франшизы, основанной на адаптации видеоигр. В ней Андерсон до блеска отточил стиль, найденный в «Смертельной битве».

Кадр из фильма

Кадр из фильма

«Смертельная битва» примечательна тем, что воспроизводит эстетику исходной видеоигры, но при этом встраивает ее в сюжет, наследующий классическим лентам о боевых искусствах. В отличие от «Уличного бойца», который был оформлен скорее как приключенческая экшн-комедия, чем фильм о единоборствах, в «Смертельной битве» сценарий крутится вокруг бойцовского турнира. Съехавшись со всех концов мира на таинственный остров, лучшие сражаются с лучшими — этот сюжет впервые был представлен западным зрителям в «Выходе Дракона» (1973) с Брюсом Ли. Именно этот фильм Роберта Клауза можно считать главным историческим аналогом «Смертельной битвы» — герой Ли в нем последовательно сражается на арене с разными противниками, в конце концов дойдя до главного злодея: сейчас это уже привычная основа файтинга.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Еще один важный источник вдохновения — мистическая экшн-комедия Джона Карпентера «Большой переполох в маленьком Китае». Эта картина оказалась в тени главных карпентеровских шедевров и сейчас подзабыта, однако именно в ней создатели игры Mortal Kombat нашли тот микст Востока и Запада, который Андерсон позднее аккуратно перенес в киноадаптацию. В отличие от многих современных лент, щеголяющих CGI-ландшафтами, «Смертельная битва» была подчеркнуто материальной. Для фильма были созданы впечатляющие декорации таинственного острова — с храмами, подземельями и тайными проходами. Эту проработку локаций Андерсон сделает важной частью своего стиля в будущем: и в «Сквозь горизонт», и в «Солдате», и тем более в «Обители зла» дизайн места действия тщательно проработан. Кроме того, фильм Карпентера роднит со «Смертельной битвой» органичное вкрапление комических моментов в серьезные темы: за юмор у Андерсона отвечает голливудская звезда Джонни Кейдж, постоянно подначивающий друзей.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Острый на язык мастер боевых искусств из Голливуда Джонни Кейдж — еще один важный компонент успеха фильма. Если Лю Канг остается молчаливым и исполненным чувства важности собственной миссии, а Соня Блэйд целиком сосредоточена на поимке своего врага Кано, то Кейдж долгое время не относится к происходящему серьезно. Этот персонаж был вдохновлен Жан-Клодом Ван Даммом, и, в частности, его ролью в фильме «Кровавый спорт» (в первой части игры костюм Кейджа даже в точности воспроизводит боевое облачение Ван Дамма). Помимо него, в фильме немало шуток досталось Рэйдену в исполнении Кристофера Ламберта, и это сочетание проработанного стиля с легковесностью главных героев позже проникнет и в «Обитель зла», где многие персонажи будто бы играючи расправляются с толпами мутантов и зомби.

Верность игре

Помимо сюжетных отсылок и очевидного фансервиса, фильм Андерсона был примечателен тем, что оказался первым проектом, в котором стиль и механика игры были максимально точно перенесены в формат, подходящий для кинематографа. Дальнейшие попытки экранизировать видеоигры показывают, что выделить в игре элементы, делающие ее хитом, и преобразовать их в зрелище, понятное и интересное широкой аудитории — задача намного более сложная, чем кажется на первый взгляд. В случае со «Смертельной битвой» Андерсон четко понял: фильм необходимо строить вокруг турнира, показав как можно больше разнообразных драк. А в «Обители зла» он успешно осуществил транзит от фантастического хоррора к постапокалиптическому экшену. Примечательно, что кинофраншиза «Обитель зла» уже на триквеле серьезнейшим образом разошлась в сюжете с игровой серией, но зрителей это ничуть не оттолкнуло. Для сравнения: в сиквел «Смертельной битвы» создатели напихали огромное число персонажей и драк, но это не спасло фильм от провала.

Поделиться