НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Подборки
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Великолепный: 8 образов Жан-Поля Бельмондо

    ,

    6 сентября ушел из жизни Жан-Поль Бельмондо — легенда французского кино, актер-эпоха. Кирилл Горячок вспоминает самые яркие образы артиста за его полувековую карьеру.

    «На последнем дыхании» (1960)

    Кадр из фильма "На последнем дыхании"

    Не каждому фильму суждено стать синонимом эпохи и к тому же переписать все законы кинематографа. Таким фильмом стал «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара, открывший миру новый киноязык и нового героя — Мишеля Пуакара. Жан-Поль Бельмондо, тогда еще никому не известный артист, согласился на эту роль почти что в шутку.

    Съемочный процесс очень отличался от всего, что ему приходилось видеть — съемки проходили посреди шумных улиц и в тесных комнатах кем-то снятых квартир, диалоги рождались прямо на площадке. Бельмондо вспоминал, что совсем не верил, что фильм вообще выйдет на экраны. Годар поработает с актером еще дважды — в «Женщина есть женщина» и «Безумном Пьеро». Но роль в «На последнем дыхании» не только прославила Бельмондо, но тут же запечатлела его образ в вечности.

    «Обезьяна зимой» (1962)

    Кадр из фильма "Обезьяна зимой"

    Лирическая и нежная картина о примирении двух поколений. Жан Габен и Жан-Поль Бельмондо создают на экране чудесный актерский дуэт, играют на контрастах в возрасте, характере. Их герои — пожилой отставной офицер Альбер и молодой буян Габриэль — спасают друг друга от одиночества и тоски.

    Режиссеру Анри Вернею, в общем, ничего не нужно было делать. Габен и Бельмондо каждую сцену превращают в актерское чудо — будь то пьяные разборки в баре, меланхоличные танцы посреди ночной улицы или душевные разговоры о том и сем. Бельмондо впоследствии признавался, что работа с Габеном изменила его как человека и актера, и называл «Обезьяну зимой» одной из любимых своих картин.

    «Стукач» (1962)

    Кадр из фильма "Стукач" (1962)

    Французский мастер Жан-Пьер Мельвиль поставил одни из лучших фильмов о гангстерах, наполненные чарующим символизмом, немногословными профессионалами и безжалостными ударами судьбы. Бельмондо режиссер снимал трижды (еще — в религиозной драме «Леон Морен, священник» и детективе по Жоржу Сименону «Старший Фершо»), и «Стукач» — наиболее сильная из трех их совместных работ.

    В этом блистательном нуаре Бельмондо играет гангстера между двух огней — он сотрудничает с полицией, надеясь вырваться из преступного мира, но и чисто из азарта, чтобы проверить себя на прочность. Мельвиль ловко и динамично рассказывает незамысловатый сюжет и страшно наслаждается своими героями — их широкими шляпами, маленькими револьверами и отчаянными поступками.

    «Человек из Рио» (1964)

    Кадр из фильма "Человек из Рио"

    В 1960-е годы Бельмондо стал французским Джеймсом Бондом. Начиная с «Человека из Рио» актер все глубже погружался в амплуа экшн-героя. Но, в отличие от агента 007, персонажи Бельмондо всегда отличались юмором и пластичностью. Подвиги они совершали с непринужденной легкостью и самоиронией. «Человек из Рио» Филиппа де Брока — один из классических боевиков с Бельмондо, в какой-то степени он и породил этот жанр. Погони, перестрелки, красавица в беде (Франсуаза Дорлеак), и все снято стилистически безупречно.

    В последующие годы — например, в «Страхе над городом» и «Ограблении» — Бельмондо будет расширять свой каскадерский диапазон, хотя образ останется прежним. Все дойдет до того, что актеру предложат роль-камео в безумной пародии «Казино Рояль» — там Бельмондо появится в крохотной сцене, как бы напоминая о своем статусе парижского Бонда.

    «Великолепный» (1973)

    Кадр из фильма "Великолепный"

    После «Человека из Рио» и «Злоключений китайца в Китае» Бельмондо и режиссер Филипп де Брока решили хорошенько высмеять образы, которые создали на экране, а заодно и амплуа самого актера. В «Великолепном» Бельмондо играет сразу две роли — тонкого и ранимого писателя Франсуа и придуманного им крутого суперагента Боба, героя детективных романов, своего рода альтер эго Франсуа. В основе фильма лежит типичный любовный треугольник, который приобретает неожиданную сторону, поскольку одним из влюбленных становится вымышленный персонаж из книг.

    Сегодня «Великолепный» смотрится очень экстравагантно. Бельмондо ходит с голым торсом и похлопывает полуобнаженную Жаклин Биссет, затем вместе они с легкой улыбкой отстреливаются из револьверов и разоблачают мировые заговоры. Впрочем, маскулинность в финале все-таки проигрывает — душа и интеллект оказываются важнее. Несмотря на некоторую китчевость и утрированную пародийность, в картине есть множество запоминающихся сцен, а сам Бельмондо буквально упивается самоиронией.

    «Ставиский» (1974)

    Кадр из фильма "Ставиский"

    Байопик о крупнейшем авантюристе начала прошлого столетия Александре Стависком поставил французский классик Ален Рене. Стилистически «Ставиский» поставлен очень интересно — режиссер воссоздает эпоху ар-деко в самых ее меланхолических и печальных тонах. Ставиский для него — своего рода Чарльз Фостер Кейн, то есть, личность яркая, масштабная, но страшно одинокая, снедаемая страстями. И внутреннее падение главного героя синонимично разложению Европы, приходу фашизма. Бельмондо прекрасно влился в роль Ставиского, который в фильме и предстает этаким артистом, шоуменом, сценой для которого была вся Франция.

    «Ставиский» в момент выхода разочаровал критиков, решивших, что интеллектуал Рене ушел в мейнстрим, однако впоследствии фильм не раз был переосмыслен профессионалами — например, режиссер Монте Хеллман называл его в числе самых любимых.

    «Профессионал» (1981)

    Кадр из фильма "Профессионал" (1981)

    Вряд ли режиссер Жорж Лотнер и Жан-Поль Бельмондо предполагали, что их экранизация шпионского романа Патрика Александера станет настолько популярной и даже культовой, в особенности в Советском Союзе. В «Профессионале» поразительно сошлось все то, за что Бельмондо и полюбили зрители: крепкая мужественность, меланхоличная улыбка, печаль в глазах — его Жосс Бомон в одиночку шел против всего мира, и мир в итоге одерживал верх.

    Музыка Эннио Морриконе придает немыслимой глубины «Профессионалу», роднит его с вестернами Серджо Леоне, даже сцена дуэли здесь присутствует, да и общая атмосфера фатализма очень созвучна. Персонаж Бельмондо не был похож на тех героев боевиков, которые придут на экраны в 1980-е и после. Бомон был слишком человечным, и оттого его гибель в финале виделась такой трагичной и несправедливой.

    «Отверженные» (1995)

    Кадр из фильма "Отверженные" (1995)

    С конца 1980-х Бельмондо искал новое амплуа, старался отойти от боевиков и вернуться к серьезному кино. Однако нового успеха, сравнимого с его триумфом в начале карьеры, он так и не добился. Выделяются на финальном этапе творческого пути Бельмондо разве что «Отверженные» Клода Лелуша — вольная интерпретация классического романа Виктора Гюго.

    Бельмондо удается проявить здесь свой лирический талант во всей красе. Его морщинистый лик отражает в себе целое столетие, о наследии которого размышляет Лелуш в своей картине. На фоне него и пролетают печальные события ХХ века — войны, репрессии, революции в мире искусства, любовь и смерть. И только мягкая улыбка Бельмондо, кажется, дает надежду на то, что все было не зря.






    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    18 октября Жан-Клоду Ван Дамму исполнилось 60 лет. В день юбилея знаменитого бельгийца «Киномания» вспоминает десять самых важных фильмов его яркой и непростой карьеры.

    В честь выхода на Netflix нового фильма Мартина Скорсезе «Ирландец», где вновь встретились Де Ниро и Пеши, Kinomania вспоминает предыдущие совместные работы незабываемого дуэта.

    В честь юбилея любимой актрисы Квентина Тарантино и одной из главных звезд эксплуатационного кино 1970-х, Киномания вспоминает ее лучшие работы.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.