НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Рецензии
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Рецензия на фильм «Сядь за руль моей машины»

    ,

    В прокат выходит драма Рюсукэ Хамагути, в минувшее воскресенье получившая «Оскар» в номинации «Лучший международный фильм». Об экранизации рассказа Харуки Мураками рассказывает Кирилл Горячок.

    Режиссер Юсукэ Кафуку (Хидэтоси Нисидзима) однажды узнает, что его любимая жена Ото изменяет ему с симпатичным актером Коси Такацуки (Масаки Окада). Он решает временно не обсуждать это, скрывает свою боль. Однако неожиданно Ото умирает. Спустя два года Юсукэ получает предложение поставить в театре чеховского «Дядю Ваню». На площадке он вновь сталкивается с бывшим любовником своей жены. Встреча обнажает в Юсукэ былые раны. Утешение он находит лишь в разговорах с молодой шоферкой Мисаки (Токо Миура), которая терпеливо и участливо слушает его исповедь.

    Японский режиссер Рюсукэ Хамагути очарован русской культурой. Его дебютной картиной был «Солярис», снятый с оглядкой на фильм Тарковского, в антологии «Случайность и догадка» звучат мотивы Киры Муратовой и пьес Чехова, а через «Сядь за руль моей машины» рефреном проходит «Дядя Ваня». Хамагути научился скрещивать тихую японскую драму в духе Ясудзиро Одзу, когда на экране вроде бы ничего не происходит, а на самом деле рушатся целые миры, с большой классической литературой. И это удивительным образом резонирует со зрителем из любой точки света: его новая картина была отмечена в Каннах за лучший сценарий и теперь взяла «Оскар» как «Лучший международный фильм».

    В успехе «Сядь за руль моей машины» не последнюю роль сыграл положенный в основу сюжета рассказ Харуки Мураками «Drive my car» из сборника «Мужчины без женщин». Однако для Хамагути литературный первоисточник стал лишь отправной точкой для собственного произведения — коротка история вылилась у него в трехчасовое полотно. Стиль японского автора при таком размахе необыкновенно точен и лаконичен. Действие «Сядь за руль моей машины» разворачивается неспешно и, как будто, бессобытийно. Но Хамагути удается наполнить эту маленькую историю огромным множеством тем и смыслов.

    Кадр из фильма "Сядь за руль моей машины"

    Чеховские мотивы в «Сядь за руль моей машины» не только не случайны, но главенствуют в сюжете картины. Одна из реплик Юсукэ точно характеризует суть происходящего: «Хорошо, что дядя Ваня не дожил до наших дней, когда срок жизни мужчин удлинился». Разочарование, кризис среднего возраста, усталость и нереализованность — эти чувства героев пьесы знакомы протагонисту фильма. Юсукэ учит роль дяди Вани и переносит ее на себя. Он размышляет о неотвратимости судьбы, которую невозможно переиграть, о чувстве долга, которое может съесть изнутри.

    Героям Хамагути свойственна внутренняя боль, его мужчины скромны, уязвимы, часто тонут в сомнениях и самокопании. Камерное действие «Сядь за руль моей машины» разворачивается преимущественно в закрытых пространствах, чаще всего — в салоне автомобиля. В этом чисто кинематографическом пространстве по-особенному происходит столкновение двух героев, возникает интимность, замкнутость. Пожалуй, Хамагути уверен, что, будь Чехов жив, герои классика не вылезали бы из машин, так же сидели бы молча и смотрели в окно.

    Режиссер делает в «Сядь за руль моей машины» ставку на текст и актеров, но при этом режиссура его поэтична и минималистична, как строки хокку — в кадре никогда нет ничего лишнего: машина, два человека, тишина. Искусство и реальность конкурируют в фильме, постепенно сливаясь в жизни героя. И интересные ассоциации вызывает заглавие, отсылающее к песне The Beatles «Drive My Car», которая, несмотря на задорную мелодию, рассказывает об обмане ожиданий, крушении надежд. Неясно только, это нетленка Маккартни добавляет новых смыслов рассказу и фильму, или, наоборот, Мураками и Хамагути дополняют ими песню о девушке, предлагающей парню сесть за руль машины, которой у нее нет?






    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    В прокате идет новый фильм режиссера «Тельмы» Йоакима Триера, номинированный на премию «Оскар» в категориях «Лучший международный фильм» и «Лучший сценарий». Впечатлениями от картины делится Кирилл Горячок.

    Новая картина Пола Томаса Андерсона получила премию BAFTA за лучший оригинальный сценарий и награду Critics Choice как лучшая комедия. Впечатлениями от одного из главных фильмов 2021 года делится Кирилл Горячок.

    Антивестерн «Власть пса» получил «Золотой глобус» как лучшая драма 2021 года и теперь считается главным претендентом на «Оскар». В достоинствах и недостатках новой картины Джейн Кэмпион попытался разобраться Кирилл Горячок.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.