«ШТАММ АНДРОМЕДА» (1971)
Американский спутник разбивается возле небольшого городка в штате Нью-Мексико, после чего почти все его жители умирают жуткой смертью. Правительство собирает команду ученых, которая должна разобраться в ситуации.
Минималистичный сай-фай-триллер, снятый Робертом Уайзом, примечателен тем, насколько эффектно режиссер поддерживает саспенс при низкой динамике событий и скромных спецэффектах. Отметить стоит и операторскую работу Ричарда Клайна, использовавшего сплит-скрин и показавшего еле заметные под микроскопом бактерии так, что это вызывает напряжение.
«МИР ДИКОГО ЗАПАДА» (1973)
Двое друзей прибывают на отдых в парк развлечений «Делос», где неотличимые от человека андроиды населяют три тематических зоны — «Средневековый мир», «Римский мир» и «Мир Дикого Запада». В аутентичной исторической обстановке гости могут делать что хотят, в том числе сражаться с рыцарями, легионерами и ковбоями. Но когда среди андроидов начинает распространяться вирус, роботы превращаются из безобидных статистов в настоящих убийц.
Первый фильм, снятый Майклом Крайтоном в качестве режиссера, оказался самым значимым его детищем вне «динозавровой» франшизы. Спустя четыре десятилетия он стал основой для одного из важнейших сериалов 2010-х, авторы которого активно использовали множество тем и концептов Крайтона. Но даже если опустить современное прочтение, «Мир Дикого Запада» в любом случае заслуживает пристального внимания благодаря множеству находок, растащенных на цитаты. Достаточно упомянуть лишь съемку от первого лица и светящийся красный глаз андроида (героя Юла Бриннера), которые спустя одиннадцать лет появятся в «Терминаторе».
«ЧЕЛОВЕК, НЕСУЩИЙ СМЕРТЬ» (1974)
Ученый Гарри Бенсон (Джордж Сигал), страдающий эпилепсией, решается на рискованный эксперимент: в его череп имплантируют электроды, подавляющие приступы, что позволит Гарри жить нормальной жизнью. Операция проходит успешно, однако вскоре выясняется, что у нее есть неожиданный побочный эффект, превращающий утонченного интеллектуала в кровожадного психопата.
Вопреки завязке, из которой легко можно было сделать динамичный триллер о гениальном маньяке, режиссер Майк Ходжес оформил историю как философскую притчу о невозможности обмануть природу. В этом смысле «Человек, несущий смерть» достаточно точно следует проблематике романа Крайтона, который в начале 1970-х одним из первых затронул тему высоких рисков модификаций человеческого поведения с помощью компьютерных технологий.
«КОМА» (1978)
Сьюзан (Женевьев Бюжо), сотрудница одной из больниц Бостона, обращает внимание на рост числа пациентов, во время операций неожиданно впадающих в коматозное состояние. Нити ее расследования ведут в загадочный Институт Джефферсона, где светила медицины изучают феномен комы.
Крайтон снял этот фильм по роману другого писателя (и врача по первой профессии) — Робина Кука, и это тот редкий случай в его фильмографии, когда сюжет начисто лишен элементов фантастики. «Кома» — добротный медицинский триллер, в котором интрига закручена вокруг обычных человеческих пороков вроде алчности и желания использовать врачебные привилегии для расширения собственной власти.
«СОТВОРИВШИЙ КРАСОТОК»(1981)
Пластический хирург Ларри Робертс (Альберт Финни) узнает, что одна из его пациенток совершила самоубийство. В ходе общения с полицией и другими пациентками Робертс узнает, что это далеко не единственный странный случай суицида за последнее время. Доктор выясняет, что следы всех инцидентов ведут в корпорацию, занимающуюся разработками в области цифровых технологий.
Фильм провалился в прокате и был прохладно встречен критиками, но сейчас он кажется самой недооцененной режиссерской работой Крайтона. И дело не только в том, что «Сотворивший красоток» был одним из ранних примеров использования CGI. Куда важнее то, что Крайтон весьма правдоподобно изобразил мир, в котором виртуальные личности приносят вполне реальные деньги. И более того: сюжет предвосхищает возникновение феномена дипфейков и связанные с этим этические и юридические проблемы.
«ОХОТА НА РОБОТОВ» (1984)
В недалеком будущем полицейский Джек Рэмси (Том Селлек) занимается обезвреживанием роботов, вышедших из-под контроля. Когда обычный домашний робот намеренно убивает человека, Рэмси начинает расследование, которое приводит его в компанию доктора Лютера, гения робототехники. Вскоре становится ясно, что Лютер лелеет грандиозные планы по милитаризации дроидов, рассчитывая превратить их в идеальное оружие.
«Охота на роботов» оказалась в тени кассовых успехов «Терминатора» и была неоднозначно встречена критиками, однако в фильмографии Крайтона занимает не последнее место. Здесь привычный сюжет полицейского боевика о борьбе честного копа против алчных корпораций помещен в сеттинг, напоминающий нашу современность. Плотность любопытных деталей очень высока: в кадре мелькают радиоуправляемые снаряды, боевые дроны, системы «умного дома» и даже портативные консоли вроде Nintendo Switch. В этом смысле «Охота на роботов» — из тех редких фильмов, которые смогли предугадать не только общую траекторию развития, но и конкретные формы повседневных технологий.
«ПАРК ЮРСКОГО ПЕРИОДА» (1993)
Миллиардер Джон Хэммонд (Ричард Аттенборо) собирает на живописном острове группу экспертов, которым собирается показать уникальный парк развлечений. Взору гостей предстают живые динозавры, воссозданные с помощью передовых генетических технологий. Но первоначальное восхищение сменяется ужасом, когда тропический шторм повреждает систему безопасности парка, и доисторические монстры оказываются на свободе.
Один из важнейших блокбастеров 1990-х, основанный на самой известной книге Крайтона, до сих пор остается образцом развлекательного кино. И хотя события фильма охватывают лишь небольшую часть приключений, описанных в книге (материала в романе хватило еще на парочку сиквелов франшизы!), Стивен Спилберг по максимуму использовал доступные на тот момент технологии, чтобы продемонстрировать огромный потенциал идеи о воскрешении динозавров.
«РАЗОБЛАЧЕНИЕ» (1994)
Том Сандерс (Майкл Дуглас) ожидает продвижения по службе, однако повышение получает его бывшая девушка Мередит (Деми Мур). После того как Мередит пытается склонить Тома к сексу и получает отказ, жизнь Сандерса превращается в кошмар. Никто не верит его версии событий, и, что хуже, скандал угрожает остановить долгожданное слияние компании с издательским домом. Но Том намерен бороться за свою репутацию и работу до конца.
«Разоблачение» — фильм, на десятилетия опередивший свое время, однако не в смысле прогнозов развития науки и техники, а в показе неоднозначности проблемы харассмента в ее гендерном аспекте. Здесь источником угрозы выступает не мужчина, как в большинстве сталкинг-триллеров, а женщина, использующая образ жертвы и служебное положение. Конечно, в сюжете есть и привычные для крайтоновских романов элементы технотриллера, но основной упор здесь сделан на исследование динамики власти в неравных отношениях.
«СФЕРА» (1998)
На дне Тихого океана обнаружен огромный космический корабль, упавший на Землю миллионы лет назад. Команда из трех ученых проникает внутрь звездолета и обнаруживает там огромную сферу — артефакт инопланетной цивилизации, обладающий разумом. Вскоре выяснится, что сфера способна не только общаться с людьми, но и превращать их мысли в реальность.
«Сфера» — один из самых глубоких романов Крайтона, в котором тесно переплетаются элементы психологического триллера, философской притчи и глубоководного хоррора. Барри Левинсон смог передать в адаптации не только основные сюжетные повороты, но и многослойную проблематику книги, сделав ставку не на спецэффекты, а на актерские работы. В этом смысле «Сфера» отчасти напоминает «Штамм Андромеда», только в фокусе внимания здесь не столько инопланетная угроза, сколько вопрос о том, может ли человек уживаться с силой, воплощающей его собственные фантазии и страхи — тема, сближающая «Сферу» с «Солярисом», хотя расстановка акцентов здесь все же иная.
«13-Й ВОИН» (1999)
Ахмед ибн Фадлан (Антонио Бандерас), придворный поэт в халифате Аббасидов, отправлен с дипломатической миссией к волжским булгарам. Однако из-за нападения кочевников поход срывается, и Фадлан попадает к викингам, найдя убежище в их поселении. Но отдохнуть от передряг не получится: Ахмеда вербуют в отряд, который должен сразиться с монстрами, известными как «пожиратели мертвых».
В основе фильма — один из самых необычных для Крайтона романов «Пожиратели мертвых», построенный на соединении сюжета «Беофульфа» и исторических источников, но начисто лишенный научно-фантастических элементов. Экранизация Джона МакТирнана (сам Крайтон тоже поучаствовал в процессе в качестве режиссера) провалилась в прокате, но виной тому исключительно производственные проблемы. Фильм изобилует впечатляющими декорациями, батальными сценами и роскошными костюмами, так что смотрится достойным внушительного бюджета в $160 миллионов.