Берлинские дневники, часть V. Байопик с Итаном Хоуком и Маргарет Куолли, ужасы материнства и недоумение

В Берлине отгремели все конкурсные премьеры — и общая картина складывается странной
Берлинские дневники, часть V. Байопик с Итаном Хоуком и Маргарет Куолли, ужасы материнства и недоумение

Главными краудплизерами стали ленты Ричарда Линклейтера «Голубая луна» и Хона Сан-су «Что природа говорит тебе». Первая — мамблкорный байопик о поэте-песеннике и либреттисте Лоренце Харте (Итан Хоук), на счету которого такие шлягеры, как «The Lady Is a Tramp» и, собственно, «Blue Moon». Давний коллега и друг Харта Ричард Роджерс (Эндрю Скотт) только-только явил миру «Оклахому!», написанную вместе с соперником Харта Оскаром Хаммерстайном (Саймон Делани), и Лоренц никак не может с этим примириться. В баре неподалеку от театра, куда вот-вот нагрянут отпремьерившиеся коллеги, поэт тоскует за стойкой в ожидании Элизабет (Маргарет Куолли) — 20-летней девушки, к которой герой питает то ли отеческие, то ли романтические чувства.

Реальная переписка студентки Элизабет Уинстед и Лоренца Харта послужили основой для сценария «Голубая луна» Роберта Каплоу, который также написал фильм Линклейтера «Я и Орсон Уэллс»
Реальная переписка студентки Элизабет Уинстед и Лоренца Харта послужили основой для сценария «Голубая луна» Роберта Каплоу, который также написал фильм Линклейтера «Я и Орсон Уэллс»

Линклейтер — мастер разговорных драм, где, казалось бы, ничего не происходит, а под конец зритель проникается светлой меланхолией, которой пропитан каждый образ в фильмах постановщика. История Харта, мастерски сыгранного Хоуком, — история человека, оставшегося на обочине и дружбы, и любви, но верящего, что близость с окружающими найти всё же возможна. В одной из сцен он дает начинающему драматургу совет: отдавать предпочтение не любовным, но дружеским историям. Об этом и фильм — о необходимости (и невозможности) увидеть в близком друга.

Как обычно, Хон Сан-су в титрах «Что природа говорит тебе» указан как оператор, композитор, монтажер и звукорежиссер, а также как сценарист, продюсер и режиссер
Как обычно, Хон Сан-су в титрах «Что природа говорит тебе» указан как оператор, композитор, монтажер и звукорежиссер, а также как сценарист, продюсер и режиссер

Хон Сан-су, завсегдатай берлинского смотра, привез в конкурс комедию «Что природа говорит тебе» о поэте, который приезжает знакомиться с родителями девушки в их дом и случайно напивается. 

 

Характерная особенность творчества корейского постановщика — то, что он всегда работает в малобюджетной манере и предпочитает рассказывает довольно обыденные истории, наполненные при этом своим шармом. «Природа» исключением не стала: малосодержательные (только на первый взгляд!) смол-токи главных героев перемежаются с проникнутыми умиротворением кадрами природы, а сюжет, при его простоте и компактности, удивляет юмором.

 

За политичность Берлинале, изначально самого политичного фестиваля среди трех главных европейских событий (Канны, Венеция), отдувался Раду Жуде — румынский режиссер, не раз привозивший в Германию свои работы. «Континенталь 25» — малобюджетная лента, которую режиссер снял на айфон во время подготовки к эпику о Дракуле, причем с той же командой. Фильм открывается смертью бездомного, якобы спровоцированной судебным приставом Орсольей. Справиться с угрызениями совести она впоследствии пытается с помощью матери, священника и своего бывшего студента.

Название фильма «Континенталь 25» отсылает к «Европе 51-го», фильму Роберто Росселлини 1951 года, который оказал ключевое влияние на Жуде при создании его истории
Название фильма «Континенталь 25» отсылает к «Европе 51-го», фильму Роберто Росселлини 1951 года, который оказал ключевое влияние на Жуде при создании его истории

Камерное роуд-муви легко заходит на территорию черного юмора, высказываясь и о проблеме мигрантов в Румынии, и о национализме, и об утерянных гуманистических ценностях, и о любви. Рисуя крайности чувства вины, Жуде приходит к неутешительному выводу: у любых угрызений совести есть свой срок, и он не всегда долог.

 

Наравне с «Если бы у меня были ноги, я бы тебя пнула» в конкурс закрался еще один репродуктивный хоррор — «Дитя матери» Джоанны Модер. Успешная дирижёрка после долгих попыток зачать ребенка наконец становится матерью, но вскоре начинает подозревать, что частная клиника, где у нее принимали роды, что-то сделала с её сыном. Тревожная лента доходчиво и по-настоящему пугающе показывает, с какими переживаниями сталкиваются родительницы после родов — однако за счёт фантастических вкраплений дискредитирует саму же себя.

Австрийка Джоанна Модер в фильме «Дитя матери» пытается разобраться с достаточно распространённой проблемой послеродовой депрессии
Австрийка Джоанна Модер в фильме «Дитя матери» пытается разобраться с достаточно распространённой проблемой послеродовой депрессии

До объявления лауреатов фестиваля остается несколько часов, и предугадать, кому достанется «Золотой медведь», решительно невозможно. Конкурс удивляет однообразием и обилием совершенно необязательных фильмов, оказавшихся в секции по не очень понятным причинам. Новая директриса фестиваля Триша Таттл должна была вдохнуть в него новую жизнь, но пока это, увы, незаметно.

Поделиться