«Безумный Макс: Дорога ярости»

«Сюжет картины в прямом и переносном смысле ограничивается своим подзаголовком. Одни убегают, другие догоняют. Однако же всё самое интересное умышленно разбросано режиссёром по углам». Рецензия Станислава Никулина.

Постапокалиптическое будущее. Земля превратилась в бескрайнюю пустыню с редкими островками жизни. Вода и бензин фактически заменили деньги. И то и другое есть в поселении Цитадель, где заправляет Бессмертный Джо (Хью Кияс-Бёрн), седовласый тиран, выстроивший мини-империю на костях голодных и угнетённых. В Цитадель попадает Макс Рокатански (Том Харди), схваченный бандой мотоциклистов. Его участь предопределена — донор крови и органов, но самоволка женщины-воина Фуриозы (Шарлиз Терон) невольно спасает ему жизнь. Бессмертный Джо со своими лучшими головорезами отправляется в погоню, участником которой суждено стать и Максу... 


В этом году Джорджу Миллеру исполнилось 70. Возраст почтенный, как правило сказывающийся не только на отношении к жизни, но и восприятии искусства (и себя в нём). Это важно, если вспомнить, что свой полнометражный дебют «Безумный Макс» Миллер снял 36 лет назад. Когда режиссёр берётся за переосмысление своей лучшей, давно ставшей классикой, работы вплотную подступая к восьмому десятку — это всегда опасно и в подавляющем большинстве случаев чревато, прежде всего для фанатов, знающих оригинал на зубок. «Дорога ярости», в этом смысле, приятное исключение из правил. Да, годы идут, но Джордж Миллер по-прежнему в великолепной форме! 

Можно потратить n-ное количество времени и сил для определения статуса «Дороги» в системе координат всей франшизы. Сиквел, квадриквел, римейк, интерквел — всё это неважно. Важно, что режиссёр перезапускает мотор и выжимает газ до отказа, демонстрируя выдающийся мастер-класс по части экшн-аттракционов. Сюжет картины в прямом и переносном смысле ограничивается своим подзаголовком. Одни убегают, другие догоняют. Однако же всё самое интересное умышленно разбросано режиссёром по углам. В глаза не бросается, но на виду. 

«Дорога ярости» — не столько эсхатологическое рассуждение о превратностях мировой истории, сколько эстетская зарисовка об экзистенциальном одиночестве, даже в те моменты, когда над головой свистят пули и взрываются бензобаки. Это очаровательный манифест феминизму, демонстрирующий наглядные методы борьбы с зарвавшимися самцами, некоторые из которых самонадеянно используют приставку альфа-. Миллер снял двухчасовую погоню с минимальным количеством остановок, однако во время коротких перерывов успел сделать массу любопытных зарисовок, наполняющих это ралли по пустыни всамделишным смыслом. 

В эпоху, когда каждый второй римейк напоминает ничем не прикрытое святотатство, реверанс Миллера в адрес самого себя выглядит почти что чудом. В конце концов, маэстро захотел, маэстро сделал. А хватке и напору этого 70-летнего австралийца позавидует каждый, кто окажется в грузовике вместе с Максом Рокатански и Фуриозой.

Поделиться