В день рождения Дэниела Редклиффа мы вспомнили детей-звёзд, не растерявших свою славу при переходе во взрослое кино.

кадр из фильма
ДЕТСТВО: Самый пронзительный детский взгляд Голливуда нулевых в сочетании с абсолютной естественностью в кадре выдал одну из самых насыщенных детских карьер в истории «фабрики грёз». Трамплином для Дакоты Фаннинг стала роль дочери Шона Пенна в слёзовыжимательной истории «Я — Сэм». Девочка получает за эту работу несколько кинопризов и становится самой молодой номинанткой в истории премии Гильдии киноактёров США. Киноиндустрия оперативно реагирует на появление сверхновой звезды: важно было поймать очарование, которое, как известно, чаще всего улетучивается в переходный возраст. Фаннинг играет заложницу в «24 часах» с Кевином Бейконом и Шарлиз Терон, егозу в «Городских девчонках» с Бриттани Мерфи, героиню Риз Уизерспун в детстве в «Стильной штучке», охраняемую Дензелом Вашингтоном дочь бизнесмена в «Гневе», сводит в могилу Роберта Де Ниро в «Игре в прятки» и попадает на карандаш к Стивену Спилбергу. Тот сначала даёт ей одну из ролей в продюсируемом им минисериале «Похищенные», а потом снимает её в своей «Войне миров». ПОСЛЕ: Такое «трудное детство» закаляет хрупкую девочку до состояния голливудского профессионала. Дакота без проблем и простоев переходит в следующую весовую категорию, берясь за более «взрослые» роли: буянит в рок-биопике «Ранэвэйс», участвует в нескольких частях «Сумерек» и всё чаще отдаёт предпочтение серьёзному драматическому материалу. Фаннинг сыграет в новом фильме Келли Рейхардт «Ночные движения», в написанном Эммой Томпсон биопике «Эффи» про скандальный викторианский любовный треугольник и в «независимой» истории взросления «Очень хорошие девочки».

кадр из фильма
ДЕТСТВО: Первый большой успех пришёл к Кирстен Данст, когда актрисе было 12. Роль «ребёнка и неистового вампира» Клодии в «Интервью с вампиром» стала одним из крупных козырей довольно противоречивой постановки Нила Джордана, а Данст фигурировала во многих шорт-листах лучших актрис второго плана без всяких скидок на возраст. В том же году выходят обласканные критикой и приглянувшиеся киноакадемикам «Маленькие женщины», где Данст проявляет себя сильным командным игроком, а годом позже — суперхит «Джуманджи», в котором у Кирстен полноценная роль первого плана. Позже Данст позволит себе негативные высказывания о собственной матери, направившей её по актёрской стезе в столь нежном возрасте, но переосмыслит свою позицию к родне и собственному детству в более конструктивном ключе. ПОСЛЕ: Прорывом во взрослый кинематограф могла стать «Красота по-американски», но роль, сыгранная Миной Сувари, показалась Данст слишком откровенной и была ею отклонена. Тем не менее, 1999 год действительно стал для неё переломным — на экраны выходит дебютный фильм Софии Копполы «Девственницы-самоубийцы», где Данст абсолютно невесомо играет одну из сестёр Лисбон. Дальше карьера сделает несколько причудливых поворотов: становится хитом фильм-кричалка про чирлидерш «Добейся успеха», обнаруживается категорическое неумение выбирать «правильные» маленькие проекты, из-за чего приходится тратить себя на фильмы, которые никто не увидит, а Сэм Рэйми делает из неё Мэри Джейн в своей трилогии о Человеке-пауке. В 2011 году Данст получает персональный актёрский приз Каннского фестиваля за «Меланхолию», после которого становится ясно, что ничего в её карьере ещё не ясно. Сейчас Кирстен Данст выглядит абсолютно самодостаточной и стабильной актрисой, которую нельзя выпускать из вида. Там ещё обязательно что-то произойдёт.

кадр из фильма
ДЕТСТВО: Выпускница диснеевской кузницы молодых талантов в детстве озвучивала мультики, была Беки Тэтчер в «Томе Сойере», мелькнула в нескольких культовых сериалах. Когда девочка чуть обросла актёрской мускулатурой и опытом, в её жизни появился Мартин Скорсезе, а чуть позже — Алан Паркер. Первый сначала снял её в небольшой роли в картине «Алиса здесь больше не живёт», а в 1976 году — в «Таксисте», принёсшем ей номинацию на «Оскар». Фостер на тот момент было 14. В том же году, окончательно закрепляя за ней звездный статус, выходят паркеровский «Багси Мелоун», культовая «Девочка, живущая вниз по переулку», диснеевская «Чумовая пятница» (в нулевые эту роль повторила Линдси Лоэн) и очередной выпуск «Субботним вечером в прямом эфире», который доверили провести самой молодой на тот момент актрисе в истории этой передачи. После этого Джоди пробует себя в поп-музыке, но быстро возвращается в мир кино. ПОСЛЕ: Два «Оскара» за главные женские роли в «Обвиняемых» и «Молчании ягнят», статус одной из самых популярных и высокооплачиваемых актрис Голливуда в 1990-е, успешный переход в режиссуру, «Мэверик», «Соммерсби», «Контакт», «Комната страха». К концу нулевых актриса, кажется, окончательно устала от лицедейства, но сейчас снова возвращается на Олимп. Размявшись в «Резне» Романа Полански, в этом году Фостер можно будет увидеть в схватке с Мэттом Деймоном в летнем научно-фантастическом блокбастере Нила Бломкампа «Элизиум».

кадр из фильма
ДЕТСТВО: Трон (или детский стульчик?) «золотого мальчика» Голливуда начала девяностых оккупировал Маколей Калкин, потому маленькому Элайдже пришлось пробиваться к славе другим путём. Его безусловное детское очарование имело иную природу, чем у разбитного Калкина. Там, где «один дома» скоморошничал и с удовольствием изображал «вождя краснокожих», Вуд действовал сдержанно, но не менее обаятельно, из-за чего ему чаще предлагали роли в лирическом и драматическом кино — от «Рая» и «Рекламы на радио» до «Вечно молодого», «Норта» и «Войны». Схватка «гигантов» состоялась в 1993 году в триллере «Хороший сын». Каждый остался при своих: «хороший» Вуд получил жанровую премию «Сатурн», а антагонист в исполнении Калкина посмертно (речь о герое) попал в номинацию «Лучший злодей» на MTV Movie Awards. ПОСЛЕ: Специфическая внешность сильно ограничивает Вуда в выборе ролей. Элайджа смог бы и дальше эксплуатировать образ несколько растерянного неглупого молодого человека, приблизительно одинаково реагирующего на летящий на землю метеорит («Столкновение с бездной»), просочившихся в родную школу инопланетных захватчиков («Факультет») или идеологическое крушение американского миддл-класса семидесятых («Ледяной ветер»). Вуд мастеровито справлялся со всеми отведёнными ему участками, но в его подачу всегда хотелось добавить щепотку специй, если не для вкуса, то хотя бы для того, чтобы его герой сделал что-то неожиданное — например, чихнул невпопад. Но тут появился Питер Джексон, взявшийся за «Властелина колец», и устроил актёру роль всей его жизни, найдя единственно правильное применение этим глазам (напротив) и далеко не исполинским антропометрическим данным. После роли Фродо Бэггинса Вуд заслуженно расслабился и попытался найти в себе новые краски. Помог старый знакомый Роберт Родригес, снявший его в роли отвратительного маньяка в «Городе грехов». Параллельно Элайджа с успехом осваивает телевизионное пространство — сериал «Уилфред» уже разменял третий сезон.
Скарлетт Йоханссон

кадр из фильма
ДЕТСТВО: Первое появление на большом экране происходит в уже упоминавшемся «Норте». В следующем году — роль дочери Шона Коннери в триллере «Правое дело». Третий год на «фабрике звёзд» дарит роль в «Воришках». Первая прививка «независимым» кинематографом проходит успешно: Скарлетт, которой на тот момент двенадцать, выдвигается на актёрскую премию «Независимый дух», а критики фиксируют рождение новой актрисы с потенциалом. Роберт Редфорд снимает её в «Заклинателе лошадей», братья Коэны — в «Человеке, которого не было» (пикантная сцена с героем Билли Боба Торнтона заканчивается аварией), а Терри Цвигофф в культовом «Мире призраков» придаёт сложившемуся имиджу не по годам глубокой актрисы завершённую форму. ПОСЛЕ: 2003 год, «Трудности перевода» и «Девушка с жемчужной сережкой». Фильмы избавляют Скарлетт от трясины подростковых ролей, в которой барахтаются многие её ровесники, практически сразу выводя на орбиту актуальных взрослых актрис с хорошим вкусом и чутьём. Конечно, Голливуд время от времени будет требовать дань (сначала «Остров» Майкла Бэя, чуть позже зачисление в ряды супергероев Marvel), взамен предлагая высоколиквидный титул «секс-символа» Голливуда, но Йоханссон всегда находит повод без труда доказать, что, вообще-то, она не такая (хотя и с видимым удовольствием продолжает много сниматься для глянца самой высокой пробы). То Вуди Аллен подсобит, сделав её центробежной силой трёх своих фильмов, то сама актриса сбежит развеяться к друзьям-музыкантам. Есть подозрение, что не вдохновись Аллен молодой актрисой, фильмография Йоханссон после двойного удара в 2003 году выглядела бы несколько скудноватой и недосказанной. Сейчас от Скарлетт отчаянно хочется чего-то, принципиально отличающегося глубиной от продукции Marvel. К сожалению, «Хичкок» и, в меньшей мере, «Мы купили зоопарк» этот голод не удовлетворили.