Итоги 2018: Kinomania.ru называет лучшие фильмы года

Итоги 2018: Kinomania.ru называет лучшие фильмы года
Редакторы и авторы Киномании подобрали фильмы, впечатлившие больше других в уходящем году (при этом немного захватив позапрошлый и заглянув в следующий год).

Илья Миллер, главный редактор kinomania.ru

Величавая, велеречивая и блуждающая мыслью каша от Орсона Уэллса, пытавшегося среагировать на веяния Нового Голливуда, уже будучи в статусе аутсайдера. Ему этот статус к лицу как никому другому, и мы любим его и после смерти – одноименную сопутствующую документалку о бедовом продакшене фильма рекомендуется включать сразу после просмотра основного блюда.

Костюмированный кинотрип Лукреcии Мартель смотрится лучше, чем Вернер Херцог на айяхуаске.

Валеска Гризебах вывезла потрfxенных жизнью немецких рабочих в болгарское захолустье и сняла самый мужской фильм последних лет.

Утиные скачки. Расстрел апельсинами голого пухлого мужика в парике. Это всего лишь эпизодические сцены, но костюмные фильмы со времен «Барри Линдона» не смотрелись настолько свежо и изощренно. Йоргос Лантимос после «Убийства священного оленя» зашел снова и постучался в англоязычное кино как следует.

Странный, затягивающий сюрреалистический квест по Лос-Анджелесу в компании скунсов и обнаженных молодых дев демонстрирует очень правильное отношение к поп-культуре, в которой мы живем. Гики наносят ответный удар.

Сборник рассказов о Диком Западе от братьев Коэнов выполнен в режиме книги-раскраски и нажимает на все правильные кнопки – что у братьев в последнее время получается вовсе не каждый раз.

Необъяснимой силы параноидальный триллер о том, как наше желание казаться для окружающих не тем, кем мы являемся, приводит к печальным последствиям. Кадр с пылающей в ночи теплицей останется в памяти надолго.

Пока активисты #BlackLivesMatter мастерят примитивные драмы на сложных щах, дебютант Бутс Райли выдает фантастическую конскую шизу с отличными диалогами, где сложно предугадать, что произойдет в кадре через пару минут. Ожидайте неожиданного.

Импонирует то, насколько пунктирно Павлом Павликовски обозначена история о невозможной любви на фоне польской народной песни. Другой режиссер на его месте бы брал зрителя измором.

Впечатляюще снятая и пропитанная Кафкой британская страшилка о помутнении разума. Идеальный фильм для невеселых и тревожных вечеров. И хорошо подходит в мой ни разу неидеальный топ фильмов этого года.

Денис Крюков, шеф-редактор

МакДона снял поддающуюся совершенно различным интерпретациям, одновременно серьезнейшую и уморительнейшую ленту – так умеет делать только он. Качественные аттракционы в виде великих актеров, шуток и сюжетных перипетий прилагаются.

Самый важный киноманский аттракцион этого сезона, причем который можно смотреть сидя спиной к экрану или без звука или задом наперед – впечатления все равно будут самые невероятные.

Совершенно новый уровень отечественного исторического боевика, где сделано все по-взрослому. По сути это наш аналог вселенной «Безумного Макса», только расположенный не в будущем, а в прошлом. И главный компонент здесь помимо яростных драк, безумных взглядов и забрызганных кровью ирокезов – это дерзость.

Мощнейшее рубилово, запертое в одной квартире, с изобретательными драками, остроумными диалогами и очень правильной моралью: дети мусоров еще страшнее, чем сами мусора. Особенно стоит отметить актера Александра Кузнецова, для которого этот год, несомненно, стал прорывным.

Легкое и остроумное кино с хитро закрученным сюжетом грешит нестыковками повествования, но тем не менее выводит наконец хипстерский фетишизм на уровень полноценного произведения искусства.

Картина о послевоенной Польше с легкостью перемещается и по всей остальной Европе и с такой же легкостью обманывает любые ожидания зрителя, в основном связанные с политизированным названием. И все это опять же благодаря интонационной легкости, с которой режиссер рассказывает о невыносимости взаимной любви.

Реверансы в сторону подростковой аудитории не помешали новому продюсерскому проекту Питера Джексона стать многоярусным аттракционом. Его города на гусеничном ходу легко раскатывают все три отечественные картины этого года про танки.

Очень серьезное высказывание о жизни в неблагополучных кварталах, которое автор делает вопреки ожиданиям не посредством поэтизации злых улиц или описаний социального дна. Ключ к истории про двух кретинов неожиданно находится в умопомрачительной атмосфере идиотства. 

Мрачнейший вестерн, разворачивающийся на разоренных голодом и Британской империей пространствах Ирландии 1847 года, немногословен, прям и жесток. Равно как и главный герой. Наблюдать за тем, как неотвратимая кара от руки беглого солдата постигает подлецов всех уровней, физически сложно: с экрана сочится грязь, кровь и страдания. Что не мешает при этом быть фильму крайне изобретательным боевиком.

Автор двух «Рейдов» вернулся на родину и снял кино, категорически не похожее на то, что он делал ранее. Но своей режиссерской наглости он не утратил: Эванс запросто смешивает в историческом антураже сектантов, похищения людей, наркотики, кровавые культы, невероятные орудия пыток и пр. Сплав из хоррора, детектива и мистического триллера пугает не так сильно, но смотреть его жутко интересно. Ну и без пары драк тут, конечно, тоже не обойдется.

Кирилл Горячок, редактор

Завораживающе красивая картина о том, как тесно переплетены судьбы страны и людей, проживающих в ней свои маленькие трагедии. В стиле неореализма Куарон тщательно и скрупулезно препарирует время и место, в которых затерялась крохотная героиня-служанка. 

Хоакин Феникс в образе угрюмого суицидального убийцы, который живет с мамой. Поэтичная картина о смерти и угасании, приправленная тягучей музыкой Гринвуда. Филигранная работа. 

Оживший модернистский роман с присущими ему мотивами Фрейда и готики. Невероятный дуэт Дэй-Льюиса и Вики Крипс, сыгранный так, как, кажется, больше уже не играют. Лучшая история любви этого года. 

Более всего в «Войне бесконечности» поражает тот факт, что эту гигантскую машину с горстями супергероев на борту заставили работать. И да, лучшего злодея, чем Танос, кинокомиксы еще не видели.

Ностальгический мюзикл Серебренникова, ненавязчиво и тонко обыгрывающий пушкинского «Моцарта и Сальери». В роли Сальери здесь не только Майк Науменко, но и весь русский рок, обреченный на повторы и копирование Запада.

Нестареющий Том Круз снова спасает мир. Вспомнить перипетии сюжета уже сразу после просмотра фильма вряд ли удастся, зато драка в сортире (лучшая после «Правдивой лжи») и погоня на вертолетах – в числе самых впечатляющих экшн-сцен года.

Ироничный реквием по восьмидесятым, ловко миксующий Дэвида Линча и братьев Коэн. Герой Эндрю Гарфилда бродит по абсурдистскому Лос-Анджелесу в поисках мировых заговоров. А кто ищет, тот всегда найдет.

История нацистской партии, поданная через балет, ведовство, отсылки к Пазолини, Ардженто и еще бог весть к чему. Безумно амбициозная, бредовая, но невероятно притягательная и атмосферная работа, которая въедается в память, подменяет сны и просто бесит. Сцена танцев девушек, опутанных красными веревками – среди самых впечатляющих в этом году.

Вестерн-антология братьев Коэн, которые уже окончательно превращаются из режиссеров в писателей. Их ироничные, мрачные и гротескные рассказы полны жизни и насмешки над человеческой судьбой. Таким и должен быть вестерн наших дней. 

Грандиозная религиозная драма, в которой мотивы Бергмана и Брессона приобретают пронзительно актуальные оттенки. Чуткая и сбивающая с ног работа Итана Хоука. Пол Шрейдер – мастер.

Михаил Моркин

Захватив Фрэнсис МакДорманд и Картера Бёруэлла, Мартин МакДона делает вид, что заходит на территорию Коэнов, но на самом деле продолжает исследовать несчастных психопатов.

 

Изощренная злобненькая драма о здоровой ненависти в любом браке.

Изобретательный хоррор, несколько сцен из которого обязательно войдут в историю жанра. Ари Астер – находчивый ублюдок.

Еще один фильм об идиотах, который переворачивает законы вестерна вниз головой. Братья Зеллнеры давно заслуживают большего внимания, а Роберт Паттинсон, оказывается, смешной.

Едкий феминистский триллер о кровавом отдыхе на турецком курорте.

Оказывается, можно сделать супергеройское кино изобретательно. Давно пора. 

Два сборника хитов о любви к 80-м для уровня Advanced и Elementary соответственно.

Стильное кино о постсоветском пространстве, снятое по рецептам американского инди.

Лучшая сцена секса года в истории о любви троллей. 

Грустный и познавательный фильм об ограблении Национального музея антропологии в Мехико, основанный на реальных событиях.

Алексей Филиппов

Завораживающий экзистенциальный триллер про тонкую грань между вымыслом и реальностью, снятый корейским мастером Ли Чхан Доном.

Ритмичная, как бой барабанов, и эмоциональная, как взгляд в упор, инди-драма про девочку-подростка (Хелена Ховард), которая бунтует против матери и проявляет недюжинные артистические способности, правда, вскоре перестает отличать игру от обычной жизни. 

Загруженный до предела отсылками к классическим нуарам, видеоиграм и прочему маскульту мета-детектив Дэвида Роберта Митчелла про юношу (Эндрю Гарфилд), который научился жить по фильмам, а теперь пытается смахнуть морок фантазии. 

Мощный документальный эксперимент, реконструирующий реальное изгнание людей из городка Бисби, случившееся сто лет назад. Режиссер Роберт Грин размышляет о памяти, исторических травмах и (по касательной) о политике Трампа.

Компактный киногеничный триллер Линн Рэмси с упитанным Хоакином Фениксом и его другом-молотком — головокружительная история с политическим привкусом о том, что насилие плодит насилие, а на каждого хищника найдется зверь побольше.

Метафизическое роад-муви в упаковке сай-фая с Натали Портман и Оскаром Азейком — фантастическая метафора развода, планетарная рефлексия на тему рака и завораживающее размышление о том, как начинает (буквально) рушиться знакомый мир при столкновении с чем-то иррациональным. 

Эпическая драма Раду Жуде, одного из представителей румынской «новой волны», с привычной документальной дотошностью размышляющая об уроках прошлого. Спойлер: от «можем повторить» не застрахованы самые страшные страницы истории.

Бойкий и энергичный фильм-ограбление с привлечением живописных иллюстраций из альбома «Птицы Америки» и реальными участниками этой истории, в очередной раз распинающий американскую мечту. В роли жертв подростковых амбиций — Эван Питерс и Барри Кеоган.

Головокружительная пляска микро-оргазмов и микро-смертей от Гаспара Ноэ — большого любителя пропустить зрителя через мясорубку интенсивного опыта. В этот раз франко-аргентинский мастер прощается с красотой и ужасами 90-х и открывает эпоху психотерапии.

Скромнейшая драма корейского Хон Сан Су, адепта так называемого соджу-кора, в котором он рассуждает о рождении поэзии из повседневной обыденности. «Листья травы», прозванные в честь сборника Уолта Уитмена, и сами таковы: поэтичны и непримечательны одновременно.

Максим Бугулов

Сжигая атрибуты триллера в качестве топлива, Акин выходит на свою любимую орбиту социальной драмы. И пока постановщик проращивает личную трагедию в масштабное заявление, Дайан Крюгер пронзает зрителя чуть ли не самым искренним перформансом года.

Дэнни МакБрайд и Дэвид Гордон Грин взялись за одну из самых почитаемых хоррор-франшиз, продираясь через запутанные коллизии, олдскульные тропы и роптание фанбазы. Затея выгорела: новый «Хэллоуин» служит неоспоримым доказательством не только жизнеспособности Майкла Майерса, но и актуальности слэшера. 

Вооруженный айфоном Стивен Содерберг – эка невидаль! Но так только кажется: на поверку «Не в себе» оказывается чуть ли не лучшим триллером в 2018-м.

Последний на сегодняшний день проект мексиканского визионера, пожалуй, был чрезмерно обласкан критиками. Что не мешает «Форме воды» быть отличной кинолентой в каждом своем аспекте – от игры с цветом в кадре до каста.

Пока прочие сайфай-блокбастеры суетятся вокруг раздутых бюджетов и давно переработанных мыслеформ, один из главных хоррор-сценаристов последних лет Ли Уоннелл за условные 5 миллионов делает фантастический экшен года. С креативной визуальной подачей, реалистичным лором, брызгами крови, восьмидесятнической стоп-старт-динамикой и мрачным месседжем. 

Психотерапевтическая кинематография Паноса Косматоса на этот раз вылилась в хэви-метал-валентинку. Здесь King Krimson соседствует с дум-металом, эмоциональный надрыв взбирается по горам отсылок, долгие планы сочатся яркими цветами, словом, «Мэнди» – это форма, пожравшая и переварившая кислотное грайндхаус-содержание.

Эллинский постановщик продолжает препарировать сакральные для общества темы семьи и любви. В отличие от «Лобстера» – с откровенными издевками и чернейшими юморесками, но от этого не менее интересно.

Культовый квир-режиссер делает практически невозможное: усаживает на один диван любителей ромкомов, панков, квиров и адептов фестивального кино. И вместо того, чтобы передраться насмерть, вся эта ватага наслаждается просмотром, что не мудрено, ведь «Как разговаривать с девушками на вечеринках» предлагает очень редкий киноэкспириенс.

Сэм Левинсон вогнал столько тяжелых и актуальных проблем в свою «Нацию убийц», что, кажется, она вот-вот лопнет: ханжество, взросление, вопросы сексуальности и секс-просвещения, право на самовыражение, патриархальный диктат, токсичность бро-культуры и прочие язвы современного социума. Говоря по чести, эту картину в образовательных целях стоит показывать всем, в первую очередь – подросткам, родителям и преподавательскому составу.

А здесь все просто: это – Мартин МакДона и, возможно, лучший фильм года. Почему? Посмотрите и нам потом расскажете.

Поделиться