Конец света, зажигательные танцы и мистика в драме «Жизнь Чака»

В прокат выходит новый фильм Майка Флэнагана («Дом на холме призраков», «Доктор Сон»), поставленный по новелле Стивена Кинга. KNMN рассказывает, чем может порадовать зрителей эта маленькая история с большим смыслом

Мир распадается на части: Калифорния скрылась в пучинах океана, в Германии из-под земли вырос вулкан, сайты превращаются в наборы бессвязных слов, а суициды становятся повсеместными. Учитель Марти Андерсон (Чиветель Эджиофор) едет к бывшей жене, чтобы узнать, всё ли с нею в порядке – и замечает странный билборд с поздравлениями некоему Чаку на дороге. Добравшись до дома бывшей, Марти вновь видит повсюду изображения загадочного Чака, но все ещё не имеет ни малейшего представления о том, что это за человек, почему и за что его благодарят. 

Флэнаган уже экранизировал романы Кинга, в том числе «Игру Джеральда» (2017) и «Доктор Сон» (2019). Сейчас он работает над сериалом по мотивам романа «Кэрри»

Флэнаган уже экранизировал романы Кинга, в том числе «Игру Джеральда» (2017) и «Доктор Сон» (2019). Сейчас он работает над сериалом по мотивам романа «Кэрри»

В основе «Жизни Чака» лежит одноимённая повесть Стивена Кинга из сборника «Будет кровь», причём экранизация сохраняет главный концептуальный прием из первоисточника: события разворачиваются в обратном хронологическому порядке, от смерти Чака на фоне конца света через его зрелость до детства. Сюжет разделен на три акта, и, хотя Чак присутствует в них всегда, фокус внимания каждого из сегментов различается. Третий акт рассказывает о жизни Марти Андерсона в период нарастающей гибели мира. Второй акт описывает один день в жизни уже взрослого Чака. Третий акт посвящён взрослению Чака и его отношениям с семьей. Такая структура позволяет показать ценность отдельной человеческой жизни в контексте глобальной – даже вселенской – катастрофы, и Флэнаган добросовестно следует логике Кинга, однако «Жизнь Чака», вопреки многим достоинствам, всё же не всегда и не везде работает должным образом. 

Перед съёмками заявлялось, что фильм будет соответствовать по тону таким драматическим адаптациям Кинга, как «Останься со мной» (1986), «Побег из Шоушенка» (1994) и «Зелёная миля» (1999)

Перед съёмками заявлялось, что фильм будет соответствовать по тону таким драматическим адаптациям Кинга, как «Останься со мной» (1986), «Побег из Шоушенка» (1994) и «Зелёная миля» (1999)

Для начала, здесь собран прекрасный каст. Правда, некоторых актеров Флэнаган толком не задействовал. Мэттью Лиллард (маньяк из франшизы «Крик») и Дэвид Дастмалчян (ведущий из «Полночи с дьяволом») получили каждый по одному – и обескураживающе короткому – эпизоду. Карл Ламбли в роли степенного владельца похоронного бюро смотрится неплохо, хотя ярким его образ назвать нельзя. Зато в роли болтливой соседки юного Чака мелькнула легендарная Хизер Лангенкамп (Нэнси Томпсон из франшизы «Кошмар на улице Вязов»). А Эджиофор и Карен Гиллан хорошо разыгрывают расставшихся, но сохранивших дружбу мужа и жену, готовящихся встретить гибель Вселенной на заднем дворе. Миа Сара и Марк Хэмилл – они играют, соответственно, бабушку и дедушку Чака – украшают собой первый акт. Помимо них, Флэнаган набил фильм крошечными камео, радующими сердца хоррор-фэнов: в паре кадров мелькнет Лорен ЛаВера (Сиенна из франшизы «Ужасающий»), а небольшая роль учительницы досталась Кейт Сигел, давней любимице режиссера (она играла у него в «Окулусе» и «Тишине», например).

Марк Хэмилл до «Жизни Чака» снялся в сериале ужасов Майка Флэнагана «Падение дома Ашеров» на Netflix в роли адвоката по имени Артур Пайм

Марк Хэмилл до «Жизни Чака» снялся в сериале ужасов Майка Флэнагана «Падение дома Ашеров» на Netflix в роли адвоката по имени Артур Пайм

Но подлинная звезда фильма – безусловно, Том Хиддлстон, блистающий во втором акте восхитительными танцевальными талантами (а его партнершу играет Анналиса Бассо). «Жизнь Чака» - тот случай, когда главная звезда редко появляется на экране, хотя легко затмевает собой почти всех остальных участников шоу. Второй акт, наполненный бодрящими уличными танцами под барабанный бит, образует эмоциональный эпицентр фильма – и это при том, что ничего особенного в этом сегменте не происходит. Просто двое незнакомцев подхвачены потоком событий, и отдаются ритмам, уносящим их от грусти и забот. Флэнаган, мастер сентиментального хоррора, умудряется в банальной повседневности показать полноту и значимость человеческой жизни даже тогда, когда её трагический финал заранее известен. 

Миа Сара, известная по роли в комедии «Выходной день Ферриса Бьюлера», снялась в «Жизни Чака» после почти 15-летнего перерыва

Миа Сара, известная по роли в комедии «Выходной день Ферриса Бьюлера», снялась в «Жизни Чака» после почти 15-летнего перерыва

По контрасту с мрачным третьим и жизнерадостным вторым, первый акт выглядит трогательной, но слегка бессмысленной безделушкой. История взросления Чака не настолько захватывающа, как панорама (пусть фрагментарная) конца света, и не столь духоподъёмна, как спонтанный танцевальный порыв после скучного дня на работе. Что хуже, первый акт завершает фильм, и как раз тут возникают заметные проблемы с общей концепцией. Линия развития Чака, в общем, никак не связана с темой апокалипсиса: из фильма следует, что отдельная человеческая жизнь есть Вселенная, но не очень ясно, каков смысл существования этого частного мира, если универсальный мир вокруг обречён погибнуть. И по этой же причине не работает мистический компонент фильма, остающийся сугубо декоративным. Из-за этой несостыковки финал, к сожалению, смазан – его гуманистический месседж обнуляется, если и так понятно, что Земля и человечество вскоре превратятся в звездную пыль.

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

Так что при ближайшем рассмотрении «Жизнь Чака» выглядит обаятельной, красивой и не лишённой изящного жизнеутверждающего пафоса, но всё же неубедительной попыткой снять оптимистическое кино о смерти Вселенной.

Поделиться