Дикая юность и второй шанс
История кинематографа полнится многочисленными историями юных актеров, не справившихся с грузом славы и канувших в Лету под воздействием алкоголя и наркотиков. Дрю Бэрримор могла бы стать одной из них.
Ребенок из актерской династии в семи поколениях, она дебютировала в 5 лет в сай-фае Кена Рассела «Другие ипостаси», стала знаменитой в 7 благодаря «Инопланетянину» Стивена Спилберга, к 11 испытывала серьезную зависимость от алкоголя, а к 12 пристрастилась к кокаину. В 13 лет ее мать Джейд Бэрримор, которая сама годилась в качестве примера для подражания не больше, чем алкоголик-отец Джон, отправила Дрю в психиатрическую клинику, где девочка провела полтора года. После этого, казалось бы, вход на съемочные площадки и красные дорожки был ей навсегда заказан. Но, как вспоминает сама актриса в своих мемуарах «Подсолнух», даже в самые темные времена ее не покидала надежда на лучшую долю. Книга писалась с расчетом на чтение ее дочками, поэтому сознательно не фиксируется на мрачных подробностях и полна наивных философствований, но и то немногое, что в ней рассказывается, заставляет поразиться ее выносливости и жизнелюбию.
Выйдя из клиники, Дрю добилась через суд полной независимости от родителей, работала уборщицей и мыла туалеты. А в 17 лет громко вернулась на экраны коварной соблазнительницей в знойном эротическом триллере «Ядовитый плющ» (1992) и снова покорила Голливуд. Повторный выход на звездную орбиту начался с ее самых оригинальных и запоминающихся актерских работ.
Пистолеты, двойники и биполярное расстройство
Еще до «Ядовитого плюща» Бэрримор влюбляла с себя сверстников, один из которых – убийца, в триллере «Вдали от дома» (1989). Действие этого почти что слэшера происходит в заброшенном трейлерном парке посреди невадской пустыни, а колорита добавляют экспрессивные Дженнифер Тилли и Сьюзен Тайррелл. В ремейке классического нуара «Без ума от оружия» (1992) ее героиня убивает отчима и сеет смерть вместе с возлюбленным, вышедшим из тюрьмы. Это ее первая роль в фильме Тамры Дэвис — за ним последовали еще два, неудачная тарантиноподобная криминальная мелодрама «Лучшие люди»i(1997), где Дрю играла невесту с непривычно крашенными в черный волосами, и откровенное драмеди про взросление и подростковый секс «Детям до 16-ти» (2000). В последнем актриса присутствует исключительно в образе видения главного героя-юнца — совсем как в типичном для 90-х эксцентричном роуд-муви «Моторама» (1991). Там она тоже маячит в небе перед взором одноглазого мальчишки, но важнее для него всё же приз в полмиллиарда долларов, который у него пытаются отобрать разные колоритные персонажи, от Фли до Мит Лоафа.
В «Дикой любви» (1995), романтическом роуд-муви с гранж-саундтреком, Бэрримор мастерски сыграла девушку с биполярным расстройством и склонностью к суициду. Ее роль — единственная причина посмотреть слабый вестерн «Плохие девчонки» (1994), где она бросает работу в борделе, чтобы скакать на лошади и ловко обращаться с пистолетом. Это умение пригодилось бы ее Кейси в «Крике» (1996), которой не повезло стать первой жертвой убийцы в маске. Изначально Дрю должна была играть там главную роль, но не вышло из-за плотного расписания, так что пришлось умереть в открывающей сцене.
Любовь и сортирный юмор
В предмиллениальной комедии «Нецелованная» (1999) главная героиня получает второй шанс, почти как сама Дрю. 23-летняя журналистка возвращается в школу под видом подростка, чтобы написать острый репортаж, но на самом деле — чтобы подружиться с самыми клевыми девушками класса и стать королевой школьного бала. То есть ради всего того, чего у нее не было в юности. Еще один пункт программы – роман с учителем литературы, уже явно недопустимая деталь для современного фильма (правда, он держал себя в руках, пока думал, что она школьница). Хит проката, полный ярких красок и поп-песен 90-х, смотрится довольно поверхностно и фальшиво, а превращение клуши в прекрасного лебедя вообще никак не объясняется, но нельзя отказать «Нецелованной» в мягком терапевтическом эффекте сказки про Золушку.
Стремится к любви и героиня «Бейсбольной лихорадки», неожиданно кроткий ромком братьев Фаррелли с шоуменом Джимми Фэллоном, который даже заканчивается так же, как «Нецелованная» — поцелуем на стадионе. Дрю успела побывать и ничего не подозревающей возлюбленной профессионального киллера в «Признаниях опасного человека» (2002) ее друга Джорджа Клуни.
Но этими глуповатыми и жизнерадостными образами ее актерская палитра не ограничивается. Дрю не менее убедительна в амплуа сильных и волевых дам. В «Сильной женщине» Пенни Маршалл (2001) ее Беверли Д’Онофрио рожает ребенка, будучи сама еще подростком, несмотря на все обрушивающиеся на нее тумаки судьбы, растит сына и становится писательницей, по чьей книге фильм и поставлен. И, конечно, не стоит забывать о прогрессивной и душевной учительнице в «Донни Дарко», вышедшем в том же году.
Особняком стоят комедии с откровенно туалетным и злым юмором «Пошел ты, Фредди» (2001) и «Дюплекс» (2003). Впрочем, вторая, снятая Дэнни ДеВито про то, как супруги хотят избавиться от живущей в их доме невыносимой бабки, моментами гомерически смешная.
Годы спокойствия
Дрю долгое время вела дикий образ жизни и не стеснялась демонстрировать красоту своего тела — достаточно вспомнить обилие сцен в неглиже в кино, импровизированный стриптиз на столе перед ошарашенным Дэвидом Леттерманом или съемки для «Плейбоя» в 19 лет, после которых ее крестный отец Стивен Спилберг прислал ей плед и записку со словом «прикройся». Но эти времена далеко в прошлом. Сейчас Дрю излучает здоровье и энергию и производит впечатление человека, находящегося в согласии с собой. Её фильмография последние 25 лет изобилует благостными историями любви с похожими обложками (три штуки с Адамом Сэндлером!). Среди этого аналога comfort food для женского сердца попадаются и вполне симпатичные, пусть и необязательные к просмотру – как, например, «С глаз долой – из чарта вон» (2007), где она влюбляется в вышедшую в утиль поп-звезду (Хью Грант говорил, что ненавидит многие ромкомы, в которых снялся, но только не этот) и «На расстоянии любви» с ее тогдашним бойфрендом Джастином Лонгом.
После романов с музыкантами из групп Hole и Strokes и трех браков она живет одна и убеждена, что никогда больше не выйдет замуж. Кроме того, Дрю уже 30 лет управляет продюсерской компанией Flower Films, выпустившей множество хитов с ней («Нецелованная», две части «Ангелов Чарли», «Донни Дарко», «50 первых поцелуев») и ее не настолько коммерчески успешный, но обаятельный режиссерский дебют, спортивный ромком «Катись!». Наверное, не стоит ожидать от сегодняшней Дрю каких-то творческих прорыров и откровений — для этого можно обращаться к ее карьере в 90-х. Однако иногда случаются сюрпризы — как игровой ремейк культовой документалки «Серые сады» (2009) про безумных сестер Джеки Онассис. Там пару Дрю составила Джессика Лэнг, и это одна из ее редких серьезных ролей последнего времени.
Впрочем, доказывать свой талант ей не нужно было с малых лет. Достаточно посмотреть душераздирающую сцену в «Воспламеняющей взглядом», где 9-летняя девочка плачет, узнав, что ее предал человек, которого она считала другом, и сразу же становится понятно, что это юное дарование ждет большое будущее. Так и вышло.