«Охота на оленей»: худший мальчишник в истории

В начале весны на BBC Two бесшумно прошел трехсерийный минисериал «Охота на оленей» — странный гибрид живодерского триллера и «черной» комедии про незадавшийся мальчишник. Дмитрий Гнедич рекомендует обратить внимание на это маленькое сокровище британского телепрома.  

Йен (Джим Хоуик), недотепа-коротышка в смокинге и с чемоданом, вваливается в паб в лесной шотландской глуши. Здесь его ждет (впрочем, кажется, совсем не ждет) компания навеселе. Йен выясняет, что парни собрались посвятить мальчишник чисто мужской отраде — охоте на оленя. Присоединиться к веселью Йена попросила его сестра, невеста. Главным образом, чтобы присмотреть за женихом Джоннерсом (Стивен Кэмпбелл Мур все три серии не снимает розовый плюшевый костюм оленя).

Стартуют тут же — не дожидаясь рассвета и окончания дождя. На переправе через реку зловещий старик-проводник бросает «городских пижонов», а во время первого привала из леса прилетает стрела-гарпун и утаскивает во тьму первую жертву. Охота идет полным ходом — но не на оленя. За первый эпизод участие в мальчишнике прекращают трое, плюс один раненый.

«Охоту на оленей» придумали друзья-комедиографы Джим Филд Смит и Джордж Кэй. У первого увесистая режиссерская фильмография с двумя выездами в Голливуд («Слишком крута для тебя» и «Как по маслу») и работой в двух отменных сериалах («Эпизоды» и «Не те парни»). Второй промышляет исключительно в родном британском телеэфире, но вполне успешно: его имя есть в титрах «Моего безумного дневника», «Часа», «Нашего зоопарка» и «Туннеля».

Сюжетная коллизия их детища практически полностью совпадает с вышедшей двумя годами ранее комедией «Мальчишник по-ирландски» (оригинальные названия у них и вовсе идентичные). Там тоже группа товарищей, которой в нагрузку прицепили брата невесты, проводит экстремальный уикенд в диких условиях, но в более щадящем режиме. Смит и Кэй нигде не заикались о столь очевидном источнике вдохновения; лишь объясняли, что хотели показать «гнилое» мужское братство, и жаловались на неподъемную задачу придумать, как бы поинтереснее прикончить героев, да так, чтобы зритель переживал за жизнь даже самых неприятных из них.
кадр из фильма

кадр из фильма
Удается им это не без блеска — бодро и ни секунды нескучно. Из обрывочных бесед перепуганных городских становится ясно, что никакие они не друзья, максимум товарищи не высшей пробы. Словом, довольно несимпатичные мужики. Лучшую добычу для скрывающегося в лесной чаще убийцы просто не придумаешь. Еще чуть-чуть и зритель окажется на его стороне, хлопая в ладоши, когда очередному бедолаге пускают кровь. Делают это здесь, кстати, с очевидным удовольствием и мрачным ироничным задором, выстраивая жесткий — разрывающийся между body-хоррором и «черной» комедией — survival-триллер в невыносимо прекрасных — и тоже мрачных — горных пейзажах Шотландии.

На родине «Охоту на оленей» сравнили с «Избавлением» в редакции Ирвина Уэлша. Список прототипов этим не ограничивается и, вообще, выглядит крайне достойно. Здесь и чудный хоррор Кристофера Смита «Корпоративка», и великий сериал «Бешеные псы» про растерянных мужчин посреди катастрофы, и могучий Бен Уитли, в картинах которого страшное, смешное и неизведанное сплавляется в самые неожиданные конфигурации (участвующий в мальчишнике Рис Ширсмит из «Поля в Англии» только усиливает этот эффект).

Весовая категория «Охоты на оленей», конечно, ближе к «Корпоративке», но такая необязательность проекту на руку. За пределами Англии шоу видели три калеки, но всем трем «Охота на оленей» непременно должна была угодить в сердце — как стрела-гарпун.

Поделиться