Фильмы Роберта Родригеса о мексиканском мариачи-убийце стали квинтэссенцией авторского стиля режиссера. В ней показана совершенно особая Мексика — место, где обитают самые безумные бандиты и убийцы, живущие по своему кодексу чести.
«Отчаянный» еще и создал незабываемые образы для актеров Антонио Бандераса и Сальмы Хайек. Их герои хмурые, неприкаянные и очень сексуальные. Хайек много лет будет бороться с образом отчаянной мексиканки с ружьем, созданным для нее Родригесом. Но вряд ли актриса была бы столь популярна, если бы не «Отчаянный», благодаря которому она запечатлелась в зрительской памяти как новая героиня экшна 1990-х.
МИСТИЧЕСКАЯ СТРИПТИЗЕРША — «ОТ ЗАКАТА ДО РАССВЕТА» (1996), «ДОГМА» (1999)
Роковая красота и сексуальность Сальмы Хайек в полной мере проявились в хорроре «От заката до рассвета». Здесь актрисе досталась небольшая роль, но именно ее появление в образе инфернальной соблазнительницы и стало визитной карточкой фильма. Сцена стриптиза под меланхоличный блюз группы Tito and Tarantula — ключевой момент «От заката до рассвета», да и всей карьеры Хайек.
В дальнейшем этот образ демонической стриптизерши ехидно обыграл Кевин Смит в «Догме». Хайек появляется в фильме как веселая и глуповатая танцовщица в баре, но позднее оказывается феминисткой-интеллектуалкой, музой, спустившейся с небес, чтобы наконец-то перестать вдохновлять мужчин и вместо этого проявить собственные таланты. В чем-то этот мотив отражал и личное стремление Хайек выйти из приевшегося образа соблазнительницы и показать себя как актрису — в частности, комедийную.
ЗВЕЗДА ВЕСТЕРНА — «ДИКИЙ, ДИКИЙ ЗАПАД» (1999), «БАНДИТКИ» (2006)
Не секрет, что футуристический вестерн «Дикий, дикий Запад» стал одним из самых провальных фильмов десятилетия. Хайек в нем досталась партия певички из салуна Риты Эскобар. Актриса ухватилась за эту роль в надежде проявить свои комедийные способности. Впрочем, фильм получился настолько несуразным, что и Хайек в нем выглядела глуповато.
Зато раскрыть свой комедийный потенциал актрисе удалось позднее в другом вестерне — «Бандитки». На пару с Пенелопой Крус они показали, что главными героями фильмов о ковбоях необязательно должны быть мужчины. Написанный и спродюсированный Люком Бессоном, этот легкий и задорный фильм переворачивает с ног на голову каноны вестерна, а химия между Хайек и Крус затмевает даже в целом не самый выдающийся сюжет — многих зрителей купить билет на «Бандиток» заставил именно дуэт эффектных актрис.
Байопик художницы Фриды Кало, снятый в 2002 году Джули Тэймор, стал важным поворотом в карьере Сальмы Хайек. Актриса внешне очень походит на Кало, и, кроме того, ей удалось передать сложный характер и темперамент героини, за что американская киноакадемия номинировала Сальму на «Оскар».
Во «Фриде» Хайек в полной мере проявляет свой латинский национальный колорит, умеренно балансирует на грани между драмой и комедией, любовной страстью и глубокими чувствами.
ПОЮЩАЯ МЕДСЕСТРА — «ЧЕРЕЗ ВСЕЛЕННУЮ» (2007)
В еще одном фильме Джули Тэймор — мюзикле «Через Вселенную», сюжет которого соткан из песен The Beatles — Сальма Хайек появляется всего на пару минут: актриса предстает в образе сексуальной медсестры, поющей психоделический трек битлов «Happiness Is A Warm Gun» со шприцем в руке.
На роль в этом крошечном эпизоде Тэймор, в общем-то, могла взять любую сексапильную модель, но, остановив свой выбор на Хайек, с которой отличной сработалась на «Фриде», не прогадала: камео Сальмы придает гротескному номеру не только сексуальный, но и саркастический подтекст. Забавно, что в 1998-м Хайек уже играла медсестру — в «Факультете» Роберта Родригеса инопланетный паразит превращал ее из милой простуженной девушки в женщину-вамп в белом халате.
КРЕСТНАЯ МАТЬ — «ОСОБО ОПАСНЫ» (2012)
В триллере Оливера Стоуна, который в оригинале называется Savages («Дикари»), за дикое ультранасилие в первую очередь отвечают члены мексиканского наркокартеля — а главу этого картеля, Элену Санчес, играет Сальма Хайек. Ее героиня — властная женщина, внушающая страх своим подчиненным: отчаянные головорезы, проливающие реки крови, называют Элену madrina («крестная мать») и готовы выполнить любой ее приказ.
Впрочем, даже у такой, казалось бы, безжалостной и циничной особы есть слабое место — «мадрине» не хватает общения с отдалившейся от нее дочерью, и поэтому она сближается со своей… заложницей (Блейк Лайвли). Хайек мастерски изобразила королеву криминала как расчетливую леди-босс, всегда добивающуюся своего, но при этом — ранимую и бесконечно одинокую женщину.
СКАЗОЧНАЯ КОРОЛЕВА — «СТРАШНЫЕ СКАЗКИ» (2015)
В фильме итальянца Маттео Гарроне, основанном на сказках Джамбаттисты Базиле, Сальме Хайек досталась роль обезумевшей королевы Долины Туманов. В надежде забеременеть она решает вкусить сердце морского чудовища. Но долгожданное появление наследника на свет омрачается тем, что какими-то мистическими узами он оказывается связан с другим ребенком, родившимся в тот же час у служанки королевы.
«Страшные сказки» — фильм-антология, однако из всех ярких и не очень эпизодов прежде всего запоминается неспешная и немая сцена поедания героиней Хайек гигантского сердца на блюде. Перепачканная кровью, в роскошном черном платье, актриса замечательно передает одержимость безграничной властью.
К арт-блокбастеру Хлои Чжао есть много вопросов как у критиков (всего 47% положительных рецензий на Rotten Tomatoes), так и у зрителей (на IMDb пользователи оценили ленту всего на 6,3 балла из 10), но вряд ли кто-то станет спорить с тем, что «Вечные» — один из самых красивых фильмов киновселенной Marvel (если не самый красивый). Весомый вклад в эту красоту внесла и Сальма Хайек.
Она сыграла в картине Аяк — целительницу и духовного лидера Вечных, посланных на Землю для уничтожения монструозных Девиантов. Актриса создала величественный образ, сочетающий в себе мудрость и красоту. По словам Чжао, Сальма была «идеальна в роли женщины, чье сердце — размером с океан».