ОЖИВШИЕ ТРУПЫ, ГИГАНТСКИЕ РОБОТЫ И ЛЮДИ-РЫБЫ: 5 лучших фильмов Стюарта Гордона

ОЖИВШИЕ ТРУПЫ, ГИГАНТСКИЕ РОБОТЫ И ЛЮДИ-РЫБЫ: 5 лучших фильмов Стюарта Гордона
11 августа 2022 года исполнилось бы 75 лет мастеру хоррора Стюарту Гордону. Дмитрий Соколов вспоминает главные картины в карьере одного из лучших экранизаторов Лавкрафта.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

В Университете Аркхэма доктор Герберт Уэст (Джеффри Комбс) — непризнанный гений медицины — упорно работает над проблемой возвращения сознания в мертвое тело. Его коллега Дэн Кейн (Брюс Эбботт) поражен успехами Герберта и соглашается помочь ему в рискованном эксперименте: необходимо проникнуть в морг и попытаться оживить одного из мертвецов. После того как оживший труп устраивает в прозекторской бойню, убив декана, Уэст не теряет оптимизма — и решает немедленно реанимировать погибшего, доказав тем самым эффективность своей оживляющей сыворотки. Это опрометчивое решение станет прологом к еще большему числу безжалостных убийств на кампусе.

Первый фильм Стюарта Гордона (ранее известного работой в экспериментальном театре) был также его первой (и, возможно, лучшей) экранизацией Говарда Лавкрафта. Гордон перенес действие из 1920-х в 1980-е, но сохранил основной сюжет рассказа и добавил в фильм черного юмора — в сочетании с отличными спецэффектами и яркими актерскими работами получился эталонный комедийный хоррор. Гордон эффектно раскрыл потенциал, заложенный в истории о похождениях безумного врача-гробокопателя, создающего зомби: чего стоит хотя бы оживший декан (Дэвид Гейл), таскающий собственную отрубленную голову в сумке!

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Доктор Преториус (Тед Сорел) вместе с ассистентом Кроуфордом (Джеффри Комбс) работает над созданием резонатора — особого устройства, позволяющего сознанию проникать в параллельные измерения. После того как очередной эксперимент с резонатором кончается гибелью Преториуса, потрясенного Кроуфорда заключают в психиатрическую лечебницу. Чтобы дать заключение о вменяемости Кроуфорда, его лечащий врач (Барбара Крэмптон) вместе с полицейским детективом (Кен Фори) прибывают в лабораторию Преториуса, где попытаются понять, что же произошло в тот роковой день. Вскоре им станет ясно, что Преториусс помощью резонатора открыл врата в другой мир, населенный невообразимыми чудовищами, готовыми растерзать не только человеческое тело, но и разум.

Как и «Реаниматор», «Извне» снят по произведению Лавкрафта, однако на этот раз Гордон позволил себе еще больше вольностей при работе с сюжетом — ведь одноименный рассказ занимал лишь несколько страниц и содержал в основном описание чужеродных существ и фантасмагорических пейзажей. Взяв за основу идею невидимых человеческому глазу монстров, Гордон развернул ее в боди-хоррор, выполненный в лучших традициях «Нечто» — и добавил болезненного эротизма, связанного с подавленными БДСМ-фантазиями главной героини. В итоге фильм, несмотря на слабые кассовые сборы, был высоко оценен критиками и вскоре получил культовый статус, войдя в золотой фонд хоррора 1980-х.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

После ядерной войны, едва не уничтожившей человечество, споры между враждующими сверхдержавами решаются по новым правилам. Теперь сражения ведутся не многомиллионными армиями, а схваткой двух-трех гигантских боевых роботов, управляемых жокеями — или, на сленге, «робот-джоксами». Ахиллес (Гэри Грэм), чемпион Свободного Рынка, готовится сразиться с Александром, героем Конфедерации, за контроль над Аляской.

Этот малобюджетный, но невероятно изобретательный сайфай, вдохновленный успехом мультфильма про Трансформеров и (как ни странно) «Илиадой», изначально разрабатывался Гордоном и сценаристом Джо Холдеманом как мрачный экшн эпических масштабов. Но творческие разногласия наряду с финансовыми проблемами студии Empire привели к тому, что «Робот Джокс» превратился в легковесный трэш, снятый, тем не менее, с дикой энергией и фантазией. Сам по себе сеттинг новой холодной войны между двумя международными блоками, использующими на поле боя механических гигантов, не только опережал свое время, но и давал широчайшие возможности для разнообразного экшна: сейчас Netflix сделал бы из этого концепта сериал на пару-тройку сезонов.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

После того как правительство США вводит жесткое правило «одна семья — один ребенок», бывший военный Джон Бренник (Кристофер Ламберт) и его беременная жена Карен пытаются бежать в Канаду. Но на погранконтроле их задерживают и приговаривают к заключению в Крепости — тюрьме строгого режима, управляемой искусственным интеллектом. Узнав, что власти Крепости собираются конфисковать его ребенка при рождении, Бренник вместе с командой других заключенных начинает готовиться к дерзкому побегу.

Самый коммерчески успешный проект Гордона, «Крепость» была также одним из ранних киберпанк-экшнов, снятых задолго до «Матрицы» (и даже «Джонни Мнемоника»). Роль Джона Бренника изначально была закреплена за Арнольдом Шварценеггером (большим фанатом «Реаниматора»), но в итоге он выбыл из проекта, зато Гордон смог собрать в актерской команде немало других примечательных актеров. Помимо Кристофера Ламберта, здесь можно видеть Вернона Уэллса (сражался с тем же Шварценеггером в «Коммандос»), Тома Тауэлса и «фирменного» гордоновского актера Джеффри Комбса. А в роли главного злодея отлично смотрится Кертвуд Смит (психопат Бодикер из «Робокопа»).

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Компания молодых людей, отдыхающая на яхте где-то у побережья Испании, попадает в шторм. Отправившись на резиновой лодке к ближайшему городку за помощью, ребята не находят ничего, кроме вымерших улиц и нескольких странных жителей. Вскоре станет ясно, что в деревне много лет процветает культ Дагона — древнего морского божества, регулярно требующего человеческих жертвоприношений.

В основе этого мистического хоррора лежит рассказ Лавкрафта — но не одноименный «Дагон», а скорее «Тень над Иннсмутом». Хотя фильм в свое время получил неплохие отзывы в прессе и даже получил номинацию в Ситжесе, широкого международного проката у «Дагона» не было, и в целом эта работа Гордона менее известна, чем «Куклы», «Извне» или тот же «Реаниматор». Тем не менее режиссеру здесь вновь удалось хорошо передать дух лавкрафтовской прозы — угнетающая атмосфера древнего городка, пропитанная мрачными тайнами, здесь подкрепляется элементами боди-хоррора, связанными с появлением людей-амфибий. Спецэффекты к тому же зачастую «материальные», с минимальным CGI, что придает фильму налет приятной старомодности. Любителям испанского кино будет также любопытно посмотреть на последнюю работу легендарного актера Франсиско Рабаля — небольшую, но заметную роли городского пьяницы Иезекиля.

Поделиться