Рецензия на фильм «Бедные родственники»

Современный Остап Бендер (Константин Хабенский) зарабатывает деньги на несуществующих родственниках. Богатые эмигранты, уехавшие из России в советский период,  в 90-е принимаются искать свою русскую семью, разместив в газете описание близких. Аферист, вооружившись этим объявлением, приезжает в провинциальный городок, слегка подправляет его название (Голутвино на Голотвино), гримирует его жителей под затерянных родственников и, недолго думая, приглашает изъеденных ностальгией иностранных гостей. На неделю жители русской глубинки и раскиданные по свету эмигранты станут одной большой семьей. Однако что будет делать мошенник, когда его обман зайдет слишком далеко и рассыпется?

Ни один уважающий себя критик не назвал бы любимым фильмом «Покровские ворота», или «Служебный роман», или «Мимино». Но одному Богу известно, насколько это кино внутри нас, как мы росли вместе с ним, жили с ним душа в душу, сколько в них смеха и слез, радости и грусти, да вообще – жизни. Кино, которое нет нужды называть авторским или коммерческим, потому что оно не было в строгом смысле слова ни тем, ни другим; кино, которое мы готовы смотреть с любого места; кино, которое никогда не боялось называться «комедией».

В постперестроечный период обязанности легкого жанра взяли на себя «криминальные» комедии, жирную точку в которых – хочется надеяться – поставили «Жмурки» Балабанова. «Бедные родственники» Павла Лунгина рискуют основать новую династию действительно смешных фильмов: в основе картины не бандитизм, а авантюра, остроумно придуманная (Геннадий Островский получил Кинотавра за сценарий) и замечательно сыгранная. Хабенскому чертовски идет сочетание ушлого профиля с бендеровской хитрецой, Гармаш доводит свою медвежью сущность до апогея, а американский еврей в исполнении давно не появлявшегося на большом экране Леонида Каневского – вообще лепота. Весь этот в высшей степени нескучный коктейль напоминает фильмы-вакханалии Кустурицы, в которые добавили раствор Одессы и экстракт русской души.

Кстати, параллельно с «Бедными родственниками» режиссер занимался амбициозным телепроектом «Дело о “Мертвых душах”». Однако в головоломном коллаже из гоголевских сюжетов, за который Лунгин взялся, памятуя об успехе «Идиота», нет и толики той сентиментальности, того чувства юмора, а главное, того профессионализма, с какими сделаны «Бедные родственники». Именно это и оценила кинообщественность, признав работу Лунгина лучшим фильмом Кинотавра-2005. Очередь за взыскательным зрителем.

Поделиться