Мексиканец Рейгадас тихо, без лишнего шума и суеты занял своё место в списке наиболее перспективных режиссёров арт-кино, кому не стукнуло ещё и сорока. В свои 33 года Карлос может похвастаться лишь двумя фильмами – меланхоличным дебютом «Япония» и «Битвой на небесах» - одним из главных скандалов последнего Каннского кинофестиваля. Вторая картина для режиссёра всегда проверка на прочность. Тарантино снял «Криминальное чтиво», Аронофски - «Реквием по мечте», Рейгадас разродился «Битвой». В один ряд эти картины не поставить, в одну ведомость не занести; слишком различны визуальная эстетика, подход, режиссёрский почерк. Но, как и его североамериканские коллеги, Рейгадас смог убедительно доказать, что первый фильм стал началом большого пути.
Говорить о сюжете «Битвы» бессмысленно, ибо Рейгадас лишь начертил общие сюжетные линии, наметил вектор действия, оставив всё самое интересное в межкадровом пространстве, рассеяв смыслы по всему повествованию. Пересказать сюжет, значит просто обозначить каркас, на который режиссёр планомерно «насаживает» заготовленный месседж.
Шофёр генеральской дочери Маркос ради выкупа похищает ребёнка. Через несколько дней жена Маркоса, также принявшая участие в киднеппинге, сообщает супругу о смерти похищенного. Об этом злодеянии наш герой рассказывает Ане - дочери генерала, подрабатывающей проституткой в борделе (не денег ради, исключительно по идейным соображениям). Ана не понимает зачем её личный водитель делится с ней этой информацией, но намекает Маркосу на секс, от которого мужчина отказывается, отправляясь домой заниматься любовью со своей пышнотелой женой. Но молодая Ана слишком хороша, и Маркос всё же переспит с ней. Осознав свою беспомощность и никчёмность, мужчина решится на поступок, которого от него (неповоротливого и добродушного на вид человека) никто не мог ожидать. Затемнение. Минутный эпилог. Финальные титры.
Насмотренный зритель увидит в «Битве» отголоски Антониони, Тарковского, Росселини, но всё это не более чем дань уважения признанным мэтрам. Рейгадас не копирует, а использует и развивает любимые мотивы вышеперечисленных режиссёров. В конечном счёте «Битва на небесах» - фильм о раскаянии, внутреннем конфликте способном разрешиться только на физическом, внешнем уровне. Режиссёру удалось решить задачу, решением которой могут похвастаться единицы – посредством кинематографа зафиксировать человеческую сущность в стадии разложения, когда прежние ориентиры безвозвратно потеряны, а новых не предвидится.
Если с битвой, где место действия – сам человек, всё вообщем-то ясно, то о каких небесах идёт речь в названии картины, так и останется загадкой. Да это и не важно. Главное, мы получили ещё одного режиссера, за последующими шагами которого теперь нужен глаз да глаз.