Рецензия на фильм Боры Дагтекина «Зачётный препод 3»

Максим Бугулов – о третьей части успешной немецкой франшизы, в которую пожаловала звезда «Тони Эрдманн» Сандра Хюллер.

Школа Гёте вновь оказывается в эпицентре мощного кризиса: успеваемость учащихся — ниже плинтуса, и если это не исправить, то образовательное учреждение закроют, отдав территорию конкурентам из школы Шиллера. Директриса Гудрун Герстер (Катя Риман) назначает ответственным за положение Зэки Мюллера (Элиас ЭмБарек): у него есть считанные недели на то, чтобы подтянуть 11 «Б» класс до удовлетворительных результатов на итоговых экзаменах. В противном случае Гудрун обещает раскрыть обстоятельства, при которых Мюллер получил работу, что приведет к его неминуемому возвращению в казенный дом. Умственными способностями 11 «Б» никогда не отличался, но и без того шаткое положение усложняется до предела: неудовлетворенные результатами профориентации одиннадцатиклассники объявили учебе бойкот.

Первая часть комедийной трилогии Fack ju Göhte вышла в прокат в 2013-м и навела хорошего шороху в бокс-офисе. На родине картина стала самым кассовым фильмом года, собрав по миру почти 80 миллионов долларов США (при бюджете менее 6 миллионов). Любопытно, что в США кинолента шла под названием Suck Me Shakespeer — жаль, отечественные локализаторы не стали экспериментировать с названиями вроде «Мазафака, Толстой!» В любом случае, помимо кассы «Зачетный препод» прихватил еще и несколько фестивальных наград, получил мексиканский ремейк и разросся до масштабов трилогии.

Отрадно видеть, что после полубезумного сиквела Бора Дагтекин вернул действие в лоно немецкого антуража. Из каста выбыла Каролина Херфурт, исполнявшая роль Лизи Шнабельштедт, преподавательницы и по совместительству любовного интереса протагониста Мюллера. Исчезновение одного из ключевых для истории персонажей Дагтекин объясняет с изяществом Майкла Бэя: бросила и укатила в Британию. Ну и ладно, зато вместо Херфурт на афише появилось имя Сандры Хюллер, получившей солидную стопку наград за главные роли в «Реквиеме» и «Тони Эрдманне». Ее персонаж Бигги Энцбергер — более зрелый вариант Шнабельштедт, только без романтической линии. Хюллер известна по своей работе в театре, поэтому наблюдать за ее ужимками и чтением плоских шуточек умилительно, однако важность Энцбергер как персонажа весьма сомнительна. Да и актриса калибра Хюллер в фильме Дагтекина смотрится столь же органично, как Кейт Бланшетт в «Американском пироге».

Во всем остальном триквел полностью отвечает планке, заданной первой частью. Диалоги снова мешают неплохие гэги с переспелыми шутками ниже пояса, Дагтекин вновь выводит на первый план монтаж в стиле клипов Аврил Лавин, а 11 «Б» по-прежнему самый тупой класс во всей Германии. События чуть больше концентрируются вокруг учеников, но улыбка обаяшки ЭмБарека и его ругань склеивают сцены в единый нарратив лучше любых сюжетных линков.

В триквеле Дагтекин решил расширить ассортимент обсуждаемых проблем: к вечным вопросам полового созревания и доверия между тинейджерами и взрослыми добавились кибербуллинг, подростковый суицид и систематизированный подход к определению будущего. Решение всех этих вопросов у режиссера-сценариста, как водится, простое и наивное, но за настрой и лишнее проговаривание стоит сказать ему спасибо. А вот отношение к нестатусным профессиям у постановщика странное: «Зачетный препод» заявляет, что быть ассенизатором, электромонтером или сиделкой — это «зашквар» (цитата). Что несколько необычно, учитывая то обстоятельство, что без режиссера (даже столь умелого и кассового, как Бора Дагтекин) город замечательно проживет, а вот без ассенизатора — уж извините.

Используя уже наработанную схему первой части, «Зачетный препод 3» успешно расширяет ее сюжетные и эмоциональные ходы. Это по-прежнему милое, инфантильное, грубовато-обаятельное, в меру смешное и глуповатое кино. А насколько оно зачетное — решать только вам.

Поделиться