Рецензия на фильм «Цель номер один»

Спустя два года после атаки на ВТЦ, аналитик ЦРУ Майя (Джессика Честейн) прибывает в Пакистан: там, на секретной базе управления, идёт долгий и мучительный (как ни кощунственно звучит, для обеих сторон) допрос бухгалтера «Аль-Каиды» Аммара (Реда Катеб). Поначалу методы родной конторы (среди прочего — пытка водой) заставляют недавнюю стажёрку и кабинетную работницу вздрагивать и отводить взгляд. Но пройдёт немного времени, и она покорно сочтёт такой подход за суровую необходимость, обусловленную военным, по сути, положением. С Аммара начнётся долгий путь к «цели номер один»: Майя и её сослуживцы вычислят некоего Абу Ахмеда — предположительно, личного курьера бен Ладена. Восемь лет скрупулёзной оперативной и аналитической работы, в известной степени осложнённой упразднением пыточной практики (нового президента Обаму, в отличие от его предшественника, моральный облик США заботит чуть больше), приведут ЦРУ к главному врагу Америки. Правда, перед тем как правительство даст добро на операцию по ликвидации Усамы, Майе придётся приложить немало усилий, чтобы доказать, что тот прячется не в пещере, откуда трудновато руководить организацией, а в оборудованном коммуникационными системами доме неподалёку от Исламабада. 


О том, что Кэтрин Бигелоу снимает такое мужское кино, какое мужчинам и не снилось, кажется, скоро начнут писать монографии, но «Цель номер один», при всей своей жёсткости (да чего уж там — жестокости), всё же из другой оперы. Во-первых, это фильм об исключительно женской одержимости (и женском же абсолюте одиночества — у Майи нет личной жизни, нет друзей, зато есть враг общества, мало-помалу становящийся врагом личным). А во-вторых, если исключить из уравнения эмоциональную составляющую, — это очередное изобретение нарратива. С первым всё более-менее ясно — не только в том смысле, что мужчине такое не снять даже под пытками, но и в плане превращения профессионального интереса в непреодолимую зависимость. Для Бигелоу означенной трансформации попросту не существует: истинная одержимость вовсе не результат неких внешних воздействий, поскольку в принципе является не следствием (как зачастую и толкуют), а причиной.   

Второй же фактор требует к себе куда более пристального внимания. В сущности, «Цель номер один» — примечательный образчик конфликта журналистской дотошности (не будем забывать о первой профессии сценариста фильма Марка Боала) и стремления режиссёра Бигелоу обогатить киноязык. Этот конфликт продуцирует невероятный по накалу саспенс, отвечая за вольтаж каждого эпизода, и создаёт тем самым полноценный творческий метод. Два часа Бигелоу ведёт хладнокровную, тщательно просчитанную осаду зрителя, выгружая в кадр кабинетные страсти и время от времени перемежая их видеоотчётами о терактах «Аль-Каиды» по всему миру — от Саудовской Аравии до Лондона. А в последние тридцать минут бросает в бой засадный полк, протоколируя ликвидацию бен Ладена практически в реальном времени — это страшный, без скидок, и драйвовый реалити-экшн. 
 
Безусловно, велик соблазн счесть «Цель номер один» логическим продолжением «Повелителя бури» (хотя, если уж и проводить какие-то параллели, то новый фильм Бигелоу, скорее, «Молчание ягнят», только всерьёз). Но это не просто продолжение, а семимильный шаг вперёд. Сапёрская история была лишь ярким примером адреналиновой зависимости и, в общем смысле, естественности состояния войны в отдельно взятом человеке. «Цель» берёт более высокую планку: это, если уж абстрагироваться от политической конкретики, горькое кино о том, что только поистине целеустремлённый человек способен (да и попросту вынужден) заглянуть в ту бездну, что открывается после покорения недостижимой высоты. И всё что остаётся, — это, пустив, наконец, слёзу, понять, что совершенно не представляешь, как и зачем жить дальше.

Поделиться