Рецензия на фильм «Чужой: Завет» Ридли Скотта

Максим Бугулов посмотрел третий фильм Ридли Скотта во франшизе о Чужом и попытался разобрать, что же получилось у режиссера: приквел к «Чужому» или сиквел к «Прометею».

Спустя 10 лет после событий, показанных в «Прометее», компания Weyland направляет на далекую планету Оригаи-6 корабль «Завет» с группой терраформеров и более чем двумя тысячами колонистов на борту. По дороге, как водится, экипаж ловит сигнал с близлежащей неизведанной планеты, который оказывается ничем иным, как записью человеческого голоса. Решив, что характеристики планеты подходят переселенцам не хуже, чем на Оригаи-6, капитан принимает решение поменять пункт назначения. Однако то, что должно было стать потерянным раем для человечества, оказалось угрюмым и неприветливым миром, напрочь лишенным какой-либо фауны. Единственное существо, населяющее эту планету — наш старый знакомый синтетик Дэвид, у которого есть свои взгляды на терраформинг и место человечества во вселенной.

Выход «Прометея» в 2012 году был ознаменован расколом в среде поклонников франшизы. Одни воздевали руки к небу, радуясь, что история, наконец, сдвинулась с мертвой точки в сторону новых идей, давая зрителям пищу для размышлений. Но преданные адепты ксеноморфов не приемли подобных вольностей и обрушили на Ридли Скотта шквал гневных сентенций. «Завет» был призван ликвидировать этот раскол: с одной стороны, Скотт подчистил сюжетные дыры приквела и развил идеи «Прометея», с другой — не забыл о ксеноморфах и фансервисе. И даже более того: шестая часть раскрывает одну из главных тайн вселенной, а именно — откуда взялись ксеноморфы.

С технической точки зрения, «Завет» почти безупречен: ракурсы, освещение, монтаж — Скотт всегда знал, что надо делать с камерой, и в этом плане новый «Чужой» вполне может служить эталоном. Примечательны и игры с динамикой: если поначалу «Завет» делает продолжительный оммаж в сторону оригинала, с длительной подводкой и долгими планами, то в определенный момент темп взрывается, и сюжет начинает передвигаться адреналиновыми скачками. Кроме того, впервые во всей франшизе появился полноценный

gore безо всяких оговорок: крови и расчлененки тут действительно много.

Сюжетная часть также похорошела: залатать мельчайшие дырочки, конечно, не получилось, но таких провалов, как в «Прометее», Скотт себе больше не позволяет. Режиссер целиком и полностью концентрирует свое внимание на Дэвиде, оставляя лишь немного места для «хорошего» синтетика Уолтера. Персонажи же, которых играет не Майкл Фассбендер, ему не столь интересны. Поэтому абсолютно весь экипаж служит в качестве картонных статистов (в том числе и как бы главная героиня Дэниелс), ксеноморфы уже не выглядят зловещими сверххищниками, а неоморфы — и вовсе симпатичные мурчащие зверушки, похожие на канадских сфинксов, которых при правильном поведении вполне можно приручить и выгуливать на поводке, на зависть соседям.

Вместе с гипернатуралистичным насилием пришли и классические тропы из слэшеров: персонажи с большим удовольствием разделяются на неизвестной планете, ходят в кустики, курят косяки, занимаются сексом в душе и произносят вслух фразу «Я вернусь». А бедным монстрам приходится выполнять функцию Джейсона Вурхиза и наказывать горе-терраформеров за такое безобразное поведение. Все это ведет к полной потере саспенса в угоду адреналиновой беготне.

Ряд вопросов вызывает чрезмерная эклектичность «Завета»: обилие отсылок (в том числе ко второму «Терминатору») и самоирония («Загляни в яйцо») — это забавно, а вот продолжительный и неуклюжий петтинг с идеями «Бегущего по лезвию» — уже не очень. И конечно, самый противоречивый момент — история создания ксеноморфов: слезы негодования обеспечены всем поклонникам этих замечательных существ.

Впечатления от просмотра зависят от широты вашего мышления. Если оно подобно горизонту и не загнано в узкий коридор канонов первых двух частей — это ваш хоррор на 100%. А уж если вам и «Прометей» полюбился, то «Завет», скорее всего, станет для вас фильмом года. Однако заскорузлым фанатам серии целиком может не понравиться, что Скотт, кажется, навсегда потерял интерес к ксеноморфам, лицехватам и грудоломам. Впереди еще как минимум два сиквела, и главный вопрос все еще в силе: удастся ли сэру Скотту соединить приквелы с классическим «Чужим» в подобие бензольного кольца? Относительно «Завета» вердикт, цитируя синтетика Бишопа из сиквела Джеймса Кэмерона, таков: «Неплохо. Для человека».

Поделиться