Рецензия на фильм «Холодное танго» Павла Чухрая

Марсель Македонский посмотрел «Холодное танго» и считает, что Павел Чухрай достойно завершил свою «советскую трилогию», начатую «Вором».

Литовская ССР. Пятидесятые годы прошлого века. На смену гитлеровским оккупантам, которые «избавили» страну от гнета Советов, вернулась Красная армия. Одни литовцы согласны жить в советской стране, другие партизанят, скрываясь в лесах. Макс (Риналь Мухаметов) был одним из еврейских детей, которых вывезли из города коллаборационисты. После десяти лет выживания он возвращается в родной город, где встречает свою любовь (Юлия Пересильд). Но между влюбленными пропасть различий и исторической вражды...

«Холодное танго» стало завершающим фильмом в «советской трилогии» Павла Чухрая. Предыдущие ленты, «Вор» и «Водитель для Веры», также затрагивали темы войны и отношений. Обе картины снискали как любовь публики, так и расположение критиков.

Павел Григорьевич с первых же сцен поднимает планку очень высоко. Эпизод, в котором мать вынуждена решать, кто из ее детей останется, а кого заберут военные, наглядно демонстрирует, что никаких сглаженных углов не будет. Чухрай намерен вынести приговор. Безапелляционно, в одностороннем порядке.

И он выносит. Сцену за сценой постановщик затягивает петлю вокруг шей главных героев, и с каждым разом скидывать ее становится все сложнее. Заняв позицию стороннего наблюдателя, Чухрай долго не показывает, к какой из двух сторон он склоняется больше. Все становится ясно во второй половине ленты — постановщик не выбирает ни одну из сторон в демонстрируемой войне, не потому что он против одной или другой. Он против войны вообще. Войны, в которой одни сражаются за родной дом, вторые мстят, третьи просто выполняют приказ, а четвертые делают все, чтобы остаться в живых и уберечь детей. Виноватых вроде бы нет — у каждого своя правда. Вот против этой правды, в результате которой кровь льется рекой, выступает новый фильм режиссера.

На главные роли Чухрай позвал модных сейчас Риналя Мухаметова и Юлию Пересильд. И стоит отдать режиссеру должное — он с ними поработал как следует. Актеры очень стараются и не халтурят, играя любовь и драму. Однако все лицедеи отходят на второй план при появлении коменданта Таратуты в исполнении гениального Сергея Гармаша. Он бессовестно крадет у коллег по площадке каждую сцену, в которой появляется. В уста именно этого персонажа (к слову, героя войны, бабника и узника лагеря) вложены слова: «Родина, подруга ты моя суровая, что ж ты строгая такая, не пожалеешь, не простишь!». Эта реплика словно подводит черту под всем сказанным на экране. Очень показательно и то, что обращена она к балтийским волнам — немым свидетелям смен режимов, смертей и человеческих отношений. К волнам, которые так и будут омывать берег, когда уйдут в прошлое все герои неспокойного времени...

Часто режиссеры снимают продолжения (пусть и условные) на волне успеха какого-то одного фильма. Между «Вором» и «Холодным танго» прошло ровно двадцать лет. Чухрай подвел черту, высказался окончательно. Никаких замалчиваний или многоточий. Конец, значит, конец. И сделал это со всем присущим ему профессионализмом и с болью в сердце за «суровую и строгую подругу».

Поделиться