Спустя три года после событий первого «Мира юрского периода» выжившим на острове Нублар динозаврам угрожает опасность вымирания — на этот раз из-за извержения вулкана. Чтобы предотвратить гибель уникальных животных, корпорация «InGen» организует спасательную экспедицию во главе с активистской Клэр Дэринг (Брайс Даллас Ховард) и зоологом Оуэном Грэйди (Крис Пратт). Однако прибыв на место, герои обнаруживают, что история, в которую они ввязались, намного запутанней и опасней — как для динозавров, так и для людей.
Оригинальный «Парк юрского периода» вышел — страшно сказать — четверть века назад, и рассматривать новую главу саги о доисторическом центре развлечений стоит именно в историческом контексте. К такому взгляду располагает не только богатое наследие франшизы, но и тот простой факт, что перед нами — промежуточная часть в трилогии. Есть и еще более важная причина смотреть на новый «Мир юрского периода» комплексно: хотя режиссер здесь новый — испанец Хуан Антонио Байона — сценаристы (Дерек Коннолли и Колин Треворроу) те же, что и раньше.
Это обстоятельство серьезно помогает фильму выглядеть самой интеллектуально насыщенной частью франшизы со времен самой первой части. Те линии, которые Коннолли и Треворроу лишь пунктирно наметили в прошлом «Мире юрского периода», в новом получают свое логическое развитие, и проиллюстрированы эти идеи весьма ярко. Фильм вообще затрагивает на удивление широкий спектр злободневных тем — от защиты прав животных и ответственности человека за сохранение экосистемы до биоэтики. При этом кино остается попкорновым блокбастером, в котором убегающие от лавы динозавры красиво гибнут в дыму, а другие динозавры со смаком мутузят друг друга.
Правда, упор на человеческих персонажах — и человеческой стороне в целом — приводит к тому, что сценарий пестрит множеством мелких, но раздражающих недоработок. Вроде отсутствия нормальной охраны у клеток с ящерами, или исправно работающей системы распознавания отпечатков пальцев на острове, который заброшен уже три года.
И ближе к середине фильма все более крепнет ощущение, что на этот раз в центре истории оказались не динозавры, или их взаимодействие с людьми, а чисто человеческая история из мира большого (и не совсем легального) бизнеса. Это, разумеется, не разрушает полностью магию погружения в юрский период, но зрителям стоит быть готовыми к тому, что новая часть «Мира юрского периода» — кино в большей степени про человеческую жадность, чем про борьбу с вырвавшимися на свободу доисторическими гигантами.