В 1985 году советский ледокол «Михаил Сомов» был зажат льдами неподалеку от берегов Антарктиды и провел в дрейфе в общей сложности больше четырех месяцев. Примерно через тридцать лет российские кинематографисты, включая режиссера Николая Хомерики, представляют аудитории драматизированную версию событий.
Капитан «Михаила Громова» (так судно именуется в фильме) Петров (Петр Федоров), по мнению некоторых коллег, не способен оценивать дистанцию — иными словами, иногда ведет себя слишком рискованно. Когда один из членов команды ледокола оказывается за бортом, Петров решается на маневр, который не позволяет в итоге спасти тонущего, но приводит к повреждению оборудования. Капитана отстраняют, на его место вертолетом присылают нового — Севченко (Сергей Пускепалис), однако почти сразу после этого «Громов» ложится в вынужденный дрейф. За судном по пятам медленно, но упрямо следует огромный айсберг, на борту конфликтуют два капитана, напряжение нарастает.
Если не углубляться, может показаться, что «Ледокол» — во многом схожий с недавним «Дуэлянтом» проект. В обоих случаях главную роль отдали Федорову; и там, и там мы имеем дело с режиссерами, до сих пор специализировавшимися на авторском (или, если хотите, фестивальном) кино, а теперь взявшимися за потенциальные блокбастеры. Но при просмотре выясняется, что различий между картинами больше, причем не только формальных (Питер — Антарктида, середина XIX века — 80-е годы века XX). Мизгирев, снимая «Дуэлянта», ориентировался на условного Нолана. Хомерики, кажется, вдохновлялся прежде всего поп-культурой в тех ее проявлениях, какие были знакомы гражданам Советского Союза.
Персонажи, включая обоих капитанов, членов команды и оставшихся дома жен (Ольга Филимонова, Анна Михалкова) получились даже не утрированными, а буквально карикатурными. Такие человечки десятки лет назад жили на страницах журнала «Крокодил». Дело не в том, что все они — отрицательные личности, а в том, что любые свойства (коих к каждому прилагается не более двух) раздуты до гротескных пропорций. Петров — это безрассудство и героизм, Севченко — жесткость и решительность, и так далее. Кстати, женские персонажи, наверное, введены ради даже не гендерного равенства, а разнообразия — сюжет они не двигают, да и вообще существуют по большей части отдельно от мужской команды.
Отдельной жизнью живет и айсберг, главный аттракцион «Ледокола». Хомерики, как и советские режиссеры, видимо, не очень представляет, как обращаться со спецэффектами — или по крайней мере обращаться с ними так, чтобы уложиться в установленный бюджет. Нарисованная на компьютере ледяная махина эффектно поблескивает гранями и разваливается на куски, но практически не встречается в кадре с людьми, даже когда, согласно сюжету, проходит в непосредственной близости. Эффект довольно странный: кажется, что до экипажа «Громова» долетают преимущественно осколки каких-то сосулек. Совместить в кадре графику и актеров не получилось — а ведь именно этого и ждут от фильма-катастрофы.
Впрочем, «Ледокол» преуспевает на том поле, куда прочие «катастрофические» ленты обычно не заглядывают. Авторы напичкали ленту приметами эпохи, как очевидными, так и не очень. Календарь с Пугачевой на стене, хоровое исполнение песен Цоя под акустическую гитару (запевала — комичный пилот вертолета в исполнении Александра Паля), Сева Новгородцев, перематывание кассеты карандашом. Все эти мелочи дополнительно снижают градус напряжения, делают ленту будто бы более комфортной — особенно для тех, кто по той или иной причине вспоминает 80-е с теплотой. В общем, напряженного кино о суровой жизни моряков-полярников не вышло. Зато это лента крайне доступная, с ностальгическими нотками, не такая эстетская, как вышеупомянутый «Дуэлянт». Блокбастеры у Хомерики и Мизгирева очень разные, и какой из них имеет большие шансы полюбиться массовому зрителю — вопрос открытый.
- О фильме
- Создатели и актеры
- Видео
- Рецензия
- Кадры
- Публикации
- Фильм в коллекциях
- Смотреть онлайн
-
Еще
- От режиссера
- Похожие фильмы
- Награды
- Постеры
Рецензия на фильм «Ледокол» Николая Хомерики
Череда потенциальных отечественных блокбастеров с Петром Федоровым в главной роли продолжается «Ледоколом»: масштабным фильмом-катастрофой, где главному герою снова предстоит мерзнуть в северных льдах. Фильм посмотрел Сергей Оболонков.
20 ОКТЯБРЯ 2016
Текст: Сергей Оболонков

Далее по теме

Политика дня. Кристофера Нолана обвинили в поддержке «жестоких репрессий» из-за съёмок «Одиссеи» в оккупированной Западной Сахаре
У «Одиссеи» Кристофера Нолана проблемы: съёмки фильма на территории Западной Сахары близ города Дахла привели к тому, что режиссёра обвинили в поддержке оккупационного режима Марокко и «жестоких репрессий». Обвинение предъявили организаторы Международного кинофестиваля в Западной Сахаре (FiSahara), который проводится на территории лагерей беженцев сахарави в Алжире. От Нолана потребовали немедленно прекратить съёмки «Одиссеи» в оккупированной части Западной Сахары. В заявлении FiSahara говорится: Дахла — не просто красивое место с кинематографичными песчаными дюнами. Прежде всего это оккупированный, милитаризованный город, коренное население которого подвергается жестоким репрессиям со стороны марокканских оккупационных сил. Снимая часть «Одиссеи» на оккупированной территории, которую организация «Репортёры без границ» называет «новостной чёрной дырой», Нолан и его команда способствуют — возможно, непреднамеренно и неосознанно — репрессиям в отношении народа Сахары со стороны Марокко. Живописная территория близ прибрежного города Дахла действительно в последнее время стала центром притяжения для западных кинематографистов — например, здесь снимался сериал Amazon «Колесо времени». Марокко контролирует Дахлу с 1979 года, но юридически территория не принадлежат североафриканской стране. При этом США и Великобритания входят в число государств, поддержавших претензии марокканцев на эти земли. Также в заявлении FiSahara сделано предположение, что Нолан и съёмочная группа «Одиссеи» недостаточно осведомлены о положении дел в регионе: Мы уверены, что Нолан и его команда пришли бы в ужас, если бы осознали все последствия съёмок такого нашумевшего фильма на землях, коренные народы которых не имеют возможности снимать свои собственные фильмы в условиях оккупации. Марокко регулярно рекламирует культурное наследие сахарави как своё собственное. Они организовали кинофестиваль в Дахле, чтобы противостоять нашему фестивалю, и снимают высокобюджетные фильмы, в которых Западная Сахара представлена как часть Марокко. Однако сахарави, пытающиеся снимать кино о своей жизни, подвергаются преследованиям и вынуждены работать подпольно. Кристофер Нолан и студия Universal пока не дали никаких комментариев. «Одиссея» станет первым в истории полнометражным игровым фильмом, полностью снятым на Imax-камеры. Премьера экранизации гомеровского эпоса назначена на 17 июля 2026 года.
29 ИЮЛЯ

Солдаут дня. Билеты в Imax-кинотеатры на «Одиссею» Кристофера Нолана начали продавать за год до премьеры фильма
Впервые в истории онлайн-продажа билетов в Imax-залы была открыта за год до премьеры фильма, и дело тут, конечно, в самом фильме — ведь это «Одиссея» Кристофера Нолана. Как известно, «Одиссея» станет первым игровым полнометражным фильмом, целиком снятым на 70-миллиметровые Imax-камеры, и это вызвало ажиотаж среди ценителей качественного кинотеатрального просмотра. Почти все билеты на премьерный уикенд эпика (17-19 июля 2026 года, включая вечерние сеансы 16 июля) в 26 Imax-кинотеатрах проданы, и в сети уже появились предложения перекупщиков: билеты, которые официально продавались по $25-28, у них стоят по $300-400 (и можно не сомневаться, что найдутся те, кто выложит такую сумму). По данным различных источников, всего за один час было продано 95% выставленных билетов на сумму около $1,5 млн. На текущий момент в США работает 16 Imax-кинотеатров. Билеты на предварительные показы вечером 16 июля 2026 года и на сеансы премьерного уикенда с 17 по 19 июля 2026 года полностью проданы в трёх из них. Остальные кинотеатры выставили на онлайн-продажу не все билеты, оставив киноманам шанс занять место в живой очереди в кассы. О том, что «Одиссея» будет на 100 процентов снята Imax-камерами, стало известно в мае. Нолан поставил перед компанией Imax задачу усовершенствовать своё оборудование: попросил сделать камеры легче и тише, а также ускорить процессы сканирования и обработки 70-миллиметровой плёнки, чтобы появилась возможность смотреть отснятый материал прямо в день съёмок. В Imax пошли режиссёру навстречу — глава компании Рич Гелфонд на пресс-ланче в Каннах в четверг рассказал о новых Imax-камерах: Крис позвонил мне и сказал: «Если вы сможете решить все эти проблемы, я сниму «Одиссею» на 100 процентов в формате Imax». И мы это сделали. Он заставил нас переосмыслить эту сторону нашего бизнеса, то, что касается наших плёночных рекордеров, наших плёночных камер. В итоге новые камеры стали значительно легче и на 30% тише (и теперь мы наконец-то расслышим у Нолана все диалоги, которые раньше в Imax-фрагментах звучали приглушённо). Все новые камеры пока что задействованы только на съёмках «Одиссеи», но в будущем Imax начнёт сдавать их в аренду другим режиссёрам. В компании уверены, что спрос будет большой.
18 ИЮЛЯ

Кастинг дня. Люси Лью в сиквеле «Дьявол носит Prada», Кеннет Брана в ремейке «Аферы Томаса Крауна» и др.
Каст комедии «Дьявол носит Prada 2» пополняется прямо во время съёмок: к Мэрил Стрип, Энн Хэтэуэй, Эмили Блант, Стэнли Туччи и Кеннету Бране присоединились Люси Лью, звезда «Бриджертонов» Симон Эшли, Джастин Теру и Полин Шаламе. Командует на съёмочной площадке режиссёр оригинала Дэвид Фрэнкел. В сиквеле главред «Подиума» Миранда Пристли (Стрип) сталкивается с серьёзными финансовыми проблемами на фоне упадка журнального бизнеса. Судьба снова сводит Миранду с бывшей помощницей Эмили (Блант), которая сделала карьеру и теперь возглавляет крупную компанию. Эмили располагает рекламными бюджетами, в которых отчаянно нуждается Пристли. Премьера сиквела назначена на 1 мая 2026 года. Кеннет Брана появится не только в сиквеле «Дьявол носит Prada», но и в ремейке культового триллера 1960-х «Афера Томаса Крауна». Также компанию исполнителю главной роли Майклу Б. Джордану составят Данаи Гурира, Лили Гладстоун и Тейлор Расселл. Джордан не только исполнит главную роль, но и выступит в качестве режиссёра. Команда «Мотор!» прозвучала в минувший понедельник в Лондоне. Оригинал Нормана Джуисона (со Стивом МакКуином и Фэй Данауэй) вышел в 1968 году и рассказывал о скучающем миллионере, который разработал хитроумный план ограбления банка. В 1999-м Джон МакТирнан снял ремейк (с Пирсом Броснаном и Рене Руссо), в котором ограбление банка заменили на похищение картины Моне. Марша Гей Харден получила роль в многосерийном военном триллере Netflix «Тринити» (Trinity). Главные партии в сериале сыграют Гугу Мбата-Роу и Ричард Мэдден. В центре сюжета — роман офицера ВМС США Кэтрин Декер (Мбата-Роу) и харизматичного министра обороны Уэбба Престона (Мэдден). Декер, помощник командира атомной подводной лодки, вскоре понимает, что её возлюбленный замешан в заговоре, целью которого может стать ядерный апокалипсис. Харден досталась роль главы крупной компании с большими связями в политических кругах. Звезда сериала «Вне времени» Эбигейл Спенсер подписалась на главную женскую роль в медицинском комедийном шоу Fox «Лучшее лекарство» (Best Medicine). Её партнером на съёмочной площадке станет Джош Чарльз. В основе «Лучшего лекарства» — британское шоу «Доктор Мартин», продержавшееся в эфире 10 сезонов. Главный герой американской версии — врач (Чарльз), который решает бросить успешную карьеру в Бостоне и переехать в рыбацкую деревушку. Проблема доктора в том, что он не умеет ладить с людьми, но местная учительница (Спенсер) поможет ему адаптироваться к новым условиям. В актёрском ансамбле «Одиссеи» Кристофера Нолана — замена: вместо выбывшего из проекта Космо Джарвиса в экранизации поэмы Гомера сыграет Логан Маршалл-Грин. Джарвис не смог согласовать рабочий график со съёмками эпика Нолана, которые уже идут полным ходом. Источники не сообщают, о какой именно роли идёт речь. Хитроумного царя Итаки играет Мэтт Дэймон, также в фильме заняты Том Холланд, Зендая, Энн Хэтэуэй, Лупита Нионго, Роберт Паттинсон, Шарлиз Терон и Миа Гот. Недавно в сеть просочился тизер-трейлер «Одиссеи», который сейчас демонстрируется в кинотеатрах перед новым «Миром Юрского периода». А на днях фильм Нолана обзавёлся первым постером:
9 ИЮЛЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
Восхитительная воительница: Рыжая Соня и женские образы в фэнтезийном кинематографе
В прокат выходит «Рыжая Соня» - новая экранизация фэнтезийной классики о храброй и сильной женщине, взявшей в руки меч, чтобы бороться против тирании. Когда-то она была одной из первых героинь, бросивших вызов миру, где безраздельно правили мужчины, и доказавших, что фэнтези и феминизм никак не конфликтуют. KNMN рассказывает о богатом историческом наследии, стоящем за фигурой девы-воительницы в книгах, комиксах и, наконец, фильмах
30 ИЮЛЯ

Коллективный бред, думскроллинг и отказ носить маску в «Эддингтоне» Ари Астера
31 ИЮЛЯ, 16:46

Как жить вместе и срастись телами в ромкоме/боди-хорроре «Одно целое»
30 ИЮЛЯ

«Когда мне было 11 лет, в нашей школе установили компьютер». Какие воспоминания разлочил ререлиз фильмов «Питер FM» и «Прогулка»?
28 ИЮЛЯ